Рязанские епархиальные ведомости 1865 1917. Епархиальные ведомости

(недейств.)

"Стала ощущаться среди духовенства потребность в таком печатном органе, на страницах которого можно бы было возбуждать и посильно решать жизненные насущные вопросы не только своего ведомства вообще, но и своей епархии в частности, такого органа, который соответствовал бы губернским ведомостям" .

Св. Синод на заседании 27 марта года одобрил обязательную подписку на журнал для каждой церкви в одном экземпляре и разрешил издание епархиальных ведомостей с сентября года, отдельно указав, чтобы «сведения о расколе и народных предрассудках не были помещаемы в ведомостях» , как планировалось.

Журнал имел официальный и неофициальный отделы.

В официальном отделе помещались распоряжения Святейшего Синода и императора по Рязанской епархии, распоряжения епархиального начальства, информацию о рукоположении в сан, об определении на церковно-священнические места, принятии на службу, увольнении за штат, об исключении из списков в связи со смертью, об освящении церквей. Официальный отдел также публиковал отчеты учебных заведений епархии, училищного совета и других организаций, находящихся в ведении епархии, журналы съездов рязанского духовенства.

Неофициальный отдел , кроме статей богословского характера, публиковал сведения о значительных событиях духовной жизни в Рязани и Рязанской епархии (об открытии и деятельности школ, училищ, церквей, обществ и попечительств). Печатались также материалы по истории церквей и монастырей Рязанской епархии, появлялись корреспонденции из сел губернии. До неофициальный отдел назывался «Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям».

Первоначально журнал издавался при Рязанской духовной семинарии , с 1 сентября по год - при духовной консистории . В это время была сделана попытка организовать обратную связь с подписчиками:

"Связь духовенства нашей епархии с изданием епархиального органа за последний год выражена слабо: три, четыре небольшие статейки местных священников. Мы усердно приглашаем священнослужителей принять участие в нашем издании посильными трудами" .

Инициатива успехом не увенчалась.

В году редакция отказалась от публикаций сообщений внутренней хроники, поскольку "освещение таких событий должно неизбежно носить окраску той или другой политической партии" . Содержание журнала формировалось перепечатками из других изданий.

С апреля года Рязанские епархиальные ведомости выходили как Голос свободной Церкви . Журнал выходил со сбоями и к концу года перестал существовать.

Тиражи

  • - 1000 экз.
  • - 1150 экз.

Редакторы

  • Дмитрий Правдин (сентябрь 1865 - июнь 1866)
  • Николай Малинин (сентябрь 1865 - сентябрь 1866)
  • Николай Глебов (июнь 1866 - сентябрь 1867)
  • Лука Воскресенский (сентябрь 1867 - 1889)
  • Харлампий Романский (сентябрь 1867 - июнь 1892)
  • Николай Глебов (июнь 1892 - июнь 1893)
  • Федор Толеров (? - 1896).

С года официальный и неофициальный отделы имели разных редакторов.

издаются с 1 сентября 1865 г., 2 раза в месяц. При них приложением выходит "Миссионерский сборник", с 1891 г., по 6 раз в год.

  • - еженед. газ. Екат. епархии. Созд. по типу офиц. губ. ведомостей. Первый номер вышел 19 апр. 1886...

    Екатеринбург (энциклопедия)

  • - печатный орган епархиального управления, изд. по инициативе херсонского архиепископа Иннокентия...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - издавались с 1885 г. при духовной консистории под названием "А. Епарх. Известий"; с 1888 г. издаются под настоящим названием при Архангельской духовной семинарии...
  • - издаются с 1875 г. в г. Астрахани и выходили еженедельно, а с 1882 г. выходят два раза в месяц. Редактор Ив. Ник. Летницкий...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - до 1899 г. носили название "Камчатских Епарх. Ведомостей". Редактор П. Верещагин...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - издаются в г. Владивосток с января 1903 г. и выходят 2 раза в месяц. Редактор А. Разумовский...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - издаются с 1 января 1895 г., выходят два раза в месяц. Редактор В. Леонидов. В 1901 г. свящ. И. Поповым составлен "Систематический указатель содержания "В. Епархиальных Ведомостей" за 6 лет их издания"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - издаются с 1865 г. по 2 раза в месяц. Редакторами их состояли: в 1860-х гг. архим. Павел и А. Сервицкий; в 70-х гг. - Беляев, в 70-80 гг. В. М. Орлов и с 80-х гг. по настоящее время Н. Беляев...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - издаются с 1864 г. два раза в месяц; редактором их состоит Н. Суворов. Перечень архивных документов, напечатанных в "В. Е. В." в 1864-87 гг., см. у Степановского, "Вологодская старина" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - выходят с сентября 1866 г. в Кременце 3 раза в месяц. Редакторы их: иеромонах Акакий, H. Петров, В. Прозоровский, Ал. Соловьев, Беляев...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - издаются с 1866 г., два раза в месяц. С начала издания редакторами его были архимандрит Феодосий, игумен Арсений, священник Ф. Никонов и М. Некрасов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - выходят с 1863 г. два раза в месяц. Редакторы: с 1863 г. - И. Формаковский, с 9 № 1864 г. - архим. Павел, с 15 № 1866 г. - С. Кашменский, с 21 № 1866 г. - архим. Иосиф, с 24 № 1871 г. доныне - Ф. Кибардин...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - издаются с 1901 г., еженедельно, под редакцией протоиерея Н. Р. Диковского...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - официальные органы епархий. Инициатива их основания принадлежит архиепископу херсонскому Иннокентию, которым выработана и программа их, утвержденная св. синодом...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - издаются с 1838 г.; первоначально выходили еженедельно, с 1865 г. - 2 раза в неделю...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ИЛИ ИЗВЕСТИЯ начали издаваться с 60-го г., по мысли покойного херсонского архиепископа Иннокентия...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Рязанские Епархиальные Ведомости" в книгах

Рязанские страданья

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Рязанские страданья Две малявинских бабы стоят у колодца - Древнерусского журавля - И судачат… О чем им судачить, Солотча, Золотая, сухая земля? Резко щелкает кнут над тропою лесною - Ведь ночным пастухам не до сна. В пыльном облаке лошади мчатся в ночное, Как в

РЯЗАНСКИЕ РЕКОРДЫ И СТРАННАЯ СМЕРТЬ ХОЗЯИНА ОБЛАСТИ

Из книги Шелепин автора Млечин Леонид Михайлович

РЯЗАНСКИЕ РЕКОРДЫ И СТРАННАЯ СМЕРТЬ ХОЗЯИНА ОБЛАСТИ Согласно документам, этот человек покончил с собой. Не хотел, чтобы его с треском снимали с должности, позорили на всю страну. Но все, кто работал с ним, наотрез отрицают версию самоубийства. Они считают, что у него сердце

"Мы - рязанские!"

Из книги Гневное небо Тавриды автора Минаков Василий Иванович

"Мы - рязанские!" Началось это еще до войны. По чистой случайности в одну эскадрилью попали штурман Иван Филатов и летчик Михаил Андрианов, родом из одной деревни, и летчик Андрей Кондрашин - из соседней. Обе деревни находились на Рязанщине. А в памяти всех еще свеж был

Фаршированные яйца «Рязанские»

Из книги Холодные и горячие закуски. Готовим, как профессионалы! автора Кривцова Анастасия Владимировна

«Рязанские мадонны»

Из книги автора

«Рязанские мадонны» Специалистов не хватало. Они «сгорали в атомном огне» гораздо быстрее, чем их успевала готовить высшая школа и специальные техникумы. Да и ребят было маловато - прошла война, а потому население в стране осталось в основном «женское».Принимается

Рязанские князья

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Рязанские князья Остановлю ваше внимание ещё на одном отдельном, даже мелком примере, чтобы показать неподатливость княжеского политического сознания в старших линиях Ярославова племени. Черниговская ветвь, князья Рязанской земли, окраиной и выделенной из общего

Глава I Казаки запорожские, северские, рязанские и др

Из книги Древняя история казачества автора Савельев Евграф Петрович

Глава I Казаки запорожские, северские, рязанские и др В этой главе нам предстоит разрешить один весьма важный исторический вопрос, который наши историки почему-то замалчивали, избегали и даже нарочито обходили, как несуществующий, а вопрос этот, как это видно из

Монголы вторгаются в Рязанские земли

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Монголы вторгаются в Рязанские земли В 1227 г. Чингисхан скончался. Наследником был провозглашен его старший сын Угедей. Новый хан дал воинов своему племяннику Батыю и повелел идти на завоевание земель половцев, булгар и Руси.Зимой 1237 г. на берег реки Воронеж, на рубеж

Глава 5. Московско-рязанские отношения до первой четверти xvi вв., земли Куликова поля и Окско-Донского региона

Из книги автора

Глава 5. Московско-рязанские отношения до первой четверти xvi вв., земли Куликова поля и Окско-Донского региона Государственная принадлежность Куликова поля, «Дона усть Непрядвы», места сражения 8 сентября 1380 г. на момент самой битвы в источниках не определена. Наиболее

Епархиальные училища

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕП) автора БСЭ

Рязанские могильники

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЯ) автора БСЭ

ЖИЛИЩЕ ДЬЯВОЛА? (из интервью Исраэля ШАМИРА газете “Епархиальные ведомости”)

Из книги Газета День Литературы # 159 (2009 11) автора День Литературы Газета

ЖИЛИЩЕ ДЬЯВОЛА? (из интервью Исраэля ШАМИРА газете “Епархиальные ведомости”) 1. Возможно ли на Ваш взгляд объединение русского и еврейского народа в Истине? Что может этому способствовать и что нас разъединяет? Еврейского народа, на мой взгляд, не

Особые епархиальные мероприятия для светских журналистов, пишущих на церковные темы

Из книги Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы автора Е Жуковская Е

Особые епархиальные мероприятия для светских журналистов, пишущих на церковные темы Семинары При работе со средствами массовой информации можно столкнуться с проблемой непонимания светскими журналистами устройства Церкви, ее иерархии, смысла или значения

4. Епархиальные управления и иные епархиальные учреждения

Из книги Устав Русской Православной Церкви автора

4. Епархиальные управления и иные епархиальные учреждения 45. Епархиальное управление является исполнительно-распорядительным органом епархии, находящимся под непосредственным руководством епархиального архиерея, и вместе с иными епархиальными учреждениями

III. Епархиальные благотворительные фонды (кассы взаимопомощи)

Из книги Документы Архиерейского Собора РПЦ, 2011 год автора

III. Епархиальные благотворительные фонды (кассы взаимопомощи) 13. С целью оказания благотворительной помощи священнослужителям, церковнослужителям и работникам религиозных организаций Русской Православной Церкви, находящимся в трудной жизненной ситуации, епархиям

Дата события: 13.09.1865 г.

«Рязанские епархиальные ведомости» — журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом по ходатайству архиепископа Рязанского и Зарайского Иринарха (Попова), — важнейший источник по истории Рязанской епархии. Этот официальный печатный орган Рязанской епархии выходил в Рязани с сентября 1865 г. дважды в месяц — 1 и 15 числа. В 1865-1877 гг. 1 сентября считалось датой начала церковного года, этому соответствовала и нумерация журнала. С 1878 г. нумерация выпусков начиналась с 1 января.

В первом номере издатели «Рязанских епархиальных ведомостей» отмечали, что журнал предназначен «…главным образом, для …духовенства и, сообразно с этим, предлагаем его духовенству для заявления и обсуждения общими силами интересующих его вопросов... В нашем журнале как издании собственно епархиальном должно быть другое преобладающее содержание, что всякие епархиальные ведомости, следовательно, и наши, должны содействовать возбуждению и удовлетворительному решению, главным образом, практических вопросов, касающихся благоустроения епархиальной жизни. Они должны считать своей задачей — поставлять духовенство в ближайшее соприкосновение с практическими вопросами по епархии, расположить его ближе войти в жизнь действительную. И нашей заботой будет... стараться по мере сил расположить местное духовенство уяснить себе разнообразные нужды свои и потребности и заняться приисканием мер к возможному удовлетворению сим нуждам и к облегчению для нашей епархии умственного и нравственного преуспеяния...». В то же время отмечалось: «Стремясь придать своему изданию местный характер, мы вместе с этим не будем, да и не должны… замыкаться исключительно в свою епар- хию и ограничиваться домашним решением строго местных вопросов. Нет, мы сочтем своей обязанностью знакомить, по мере сил, свою епархию с литературной деятельностью других епархий, тем более что многие из сих последних давно опередили нас в решении различных вопросов».

Были определены задачи издания: «Мы смотрим на наше изда- ние как на журнал, назначаемый, главным образом, для честного духовенства и, сообразно с этим, предлагаем его духовенству для заявления и обсуждения общими силами интересующих его вопросов. Конечно, не отвлеченные вопросы должны быть главным образом решаемы в нашем издании... в нашем журнале как издании собственно епархиальном должно быть другое преобладающее содержание, что всякие епархиальные ведомости, следовательно, и наши, должны содействовать возбуждению и удовлетворительному решению, главным образом, практических вопросов, касающихся благоустроения епархиальной жизни. Они должны считать своей задачей — поставлять духовенство в ближайшее соприкосновение с практическими вопросами по епархии, расположить его ближе войти в жизнь действительную. И нашей заботой будет... стараться по мере сил расположить местное духовенство уяснить себе разнообразные нужды свои и потребности и заняться приисканием мер к возможному удовлетворению сим нуждам и к облегчению для нашей епархии умственного и нравственного преуспеяния...

Что касается вообще нашего будущего издания, то нам хотелось бы придать ему характер местный... Как всякие, так и наши епархиальные ведомости, если чем могут доставить пользу общецерковной истории, так это именно изучением прежнего и настоящего своей епархии. Наши исторические материалы вообще так скудны, что в собрании и разработке их чувствуется большой недостаток... Смеем надеяться, что все просвещенные люди, знакомые с бытом нашей епархии, и в особенности опять наше местное духовенство, которому чаще всего могут встречаться материалы для изучения быта нашей епархии, сочувственно отнесутся к нашему желанию...

Само собой разумеется, что наше издание, будучи изданием строго епархиальным, должно быть вместе с тем и общеназидательным изданием. На нашей обязанности, между прочим, лежит и возможное ознакомление епархии с церковно-богословской наукой. Статьи ученого, педагогического, назидательного содержания и вообще — все литературные труды, могущие распространять в епархии религиозные и вообще серьезные сведения и поддерживать в наро- де истинно христианское направление, всегда будут с готовностью напечатаны в нашем издании».

Каждый номер журнала имел официальный и неофициальный отделы. До 1889 г. неофициальный отдел назывался «Прибавления к “Рязанским епархиальным ведомостям”».

Первоначально «Рязанские епархиальные ведомости» издавались при Рязанской духовной семинарии, в 1867-1896 гг. — при Рязанской духовной консистории. С 1897 г. изданием журнала за- нималось Братство святителя Василия Рязанского, при этом официальный отдел редактировался секретарем Духовной консистории, а неофициальный до 1911 г. — кафедральным протоиереем, затем — ректором Рязанской духовной семинарии.

В «Официальном отделе» публиковались распоряжения Святейшего Синода и императора, имеющие отношение к Рязанской епархии, распоряжения правящего архиерея, сведения об освящении храмов, о священнослужителях епархии: рукоположениях в сан, об определении на церковно-священнические места, принятии на службу, увольнении за штат, об исключении из списков в связи со смертью; в этом же разделе также публиковались журналы съездов рязанского духовенства, отчеты учебных заведений епархии, училищного совета и других организаций, находящихся в ведении епархии.

«В неофициальном отделе будут помещаемы:

1. Объяснения различных мест Святого Писания, выписки из святоотеческих творений, имеющие отношения к пастырям и пасо- мым и особенно применительно к современным потребностям их, выписки из житий святых, размышления о христианских догматах, объяснительные исследования, касающиеся церковно-богословских действий и вещей, а также прав церкви и духовенства.

2. Рассказы из русской и общей истории, воспоминания о лицах, оставивших по себе добрую память по епархии, поучительные происшествия из религиозно-нравственной жизни народной, назидательные случаи из пастырской деятельности духовенства по возможности с решением и ответами на оные.

3. Благоговейные размышления, слова и поучения, составленные применительно к понятиям простого народа.

4. Сведения и суждения о современном состоянии Рязанской епархии, в частности, о современном состоянии духовенства Рязанской епархии, о состоянии народных школ в ней и некоторыеуказания относительно физического, нравственного и умственного воспитания детей и соображения о ходе домашнего и школьного воспитания детей духовенства и народа, очерки народных нравов и обычаев, сведения о текущих особенно замечательных событиях и происшествиях по епархии, если эти сведения в каком-нибудь от ношении полезны для печатного оглашения.

5. Исторические исследования о местных христианских древностях, описания местных святынь, храмов, исторических лиц, исследования о прежнем положении и состоянии епархии и материалы для сих исследований.

6. Известия и заметки о некоторых вновь вышедших особенно замечательных, полезных духовных и педагогических книгах; известия о духовных и некоторых светских периодических изданиях, с указаниями лучших статей в них и с извлечениями из них того, что особенно может интересовать духовенство и быть полезным ему и народу.

7. Краткие заметки о церковных делах за границей.

8. Разные известия и смесь».

На страницах «Неофициального отдела» публиковались научные труды Агнцева, священников Добролюбова, Алфеева, Краснова, Лучинского и других. Они освещали историю храмов и монастырей Рязанской епархии, Рязанской духовной семинарии, Рязанского епархиального женского духовного училища, уездных духовных училищ, рассказывали о святителе Гаврииле (Городкове), митрополите Стефане (Яворском), архиепископе Симоне (Лагове) и других выдающихся деятелях Рязанской епархии. В этом отделе печатались также проповеди и статьи богословского характера, сведения о значительных событиях в духовной жизни Рязанской епархии — таких, как строительство храмов, учреждение новых обществ и попечительств.

Обязанности редакторов издания до 1896 г. выполняли: Д. Правдин (сентябрь 1865 г. — июнь 1866 г.), Н. Малинин (сентябрь 1865 г. — сентябрь 1866 г.), кафедральный протоиерей Николай Глебов (июнь 1866 г. — сентябрь 1867 г.), протоиерей Лука Воскресенский (сентябрь 1867 г. — 1889 г.), протоиерей Харалампий Романский (сентябрь 1867 г. — июнь 1892 г.), кафедральный протоиерей Николай Глебов (июнь 1892 г. — 1 октября 1893 г.), кафедральный протоиерей Феодор Толеров (1 декабря 1893 г. — июнь 1895 г.). С 1896 г. официальный и неофициальный отделы имели разных редакторов. Редакторы «Официального отдела»: Димитрий Андреев (июнь 1895 г. — сентябрь 1903 г.), X. Попов (апрель 1904 г. — июнь 1905 г.), протоиерей Феодор Толеров (июнь 1905 г. — 1906 г.), Г. Воскресенский (1907 г. — март 1909 г.), Троицкий (сентябрь 1909 г. — январь 1915 г.), П. Соколов (1915 г.), М. Крылов (1915 г. — декабрь 1916 г.), X. Говядский (декабрь 1916 г. — апрель 1917 г.). Редакторы «Неофициального отдела»: протоиерей Феодор Толеров (июнь 1895 г. — декабрь 1910 г.), протоиерей П. Казанский (январь 1911 г. — апрель 1917 г.).

В 1888 г., в связи с меняющейся ситуацией в российском обществе, издатели журнала пришли к необходимости изменить программу журнала. Архиепископ Рязанский и Зарайский Феоктист (Попов) по этому поводу подал рапорт в Святейший Синод. Рапорт был удовлетворен, и с 1889 г. «Рязанские епархиальные ведо мости» начали издаваться по более обширной программе. Журнал имел семь разделов: 1-й, официальный, включал указы, грамоты, рескрипты, циркуляры и т.п.; 2-й — публикации по вопросам общецерковной и епархиальной жизни, в том числе о религиозно-нравственном воспитании народа; 3-й раздел включал епархиальные известия: сведения о религиозно-нравственном состоянии народа, очерки местных обычаев и суеверий и т.п., известия о пастырской деятельности местного духовенства, о состоянии церковно-приходских школ и других учебных заведений, находящихся в ведении духовенства; сведения о местных ересях и расколах, о выдающихся деятелях сектантства и их пагубном влиянии на народ; сведения о мерах, предпринимаемых местными пастырями в борьбе с сектантством; о деятельности епархиальных миссионерских учреждений; хронику текущих событий в епархии и в городе Рязани; 4-й раздел был научно-литературным и включал слова и поучения, научные статьи духовного содержания, краткие библиографические сведения о книгах и изданиях; 5-й включал сведения о важнейших распоряжениях правительства, касающихся общего состояния Русской Церкви; важнейшие российские события общецерковной и иноепархиальной жизни, краткие новости о важнейших событиях внутренней государственной и общественной жизни России; 6-й знакомил с новостями из-за границы: о знаменательных событиях церковной жизни, преимущественно в православных Церквах и славянских государствах, о важнейших политических и общественных событиях; 7-й раздел под названием «Смесь» печатал материалы, которые не укладывались в концепцию вышеперечисленных разделов.

С апреля 1917 г. журнал «Рязанские епархиальные ведомости» выходил не столь регулярно, как прежде, и под другим названием — «Голос свободной Церкви». Несмотря на изменение названия, издание сохраняло православную традицию, не уклоняясь в обновленчество, которое набирало силу, благодаря поддержке новой власти. К концу 1918 г. периодическое епархиальное издание прекратило свое существование.

Монахиня Мелетия (Панкова)

Издательский год считался с 1 сентября, так же велась нумерация газеты. С издательский год стал считаться с 1 января.

Первоначально издавались при духовной семинарии, затем, с по , при консистории. С Ведомости издавались по новой, более обширной программе. В заведование журналом передали братству святителя Василия. С этого момента официальный отдел редактировал секретарь консистории, а неофициальный до - кафедральный протоиерей, с - ректор духовной семинарии.

С апреля 1917 года «Рязанские епархиальные ведомости» выходили как «Голос свободной Церкви». Видимо, на изменение названия повлияли события февральской революции, отречение от престола царя-страстотерпца Николая II, господствовавшие тогда в российском обществе настроения. Однако, несмотря ни на что, «Рязанские епархиальные ведомости» сохраняли православную традицию, не уклоняясь в обновленчество, которое тогда набирало силу, благодаря поддержке новой власти, но выходили со сбоями. К концу 1918 года епархиальное издание перестало существовать.

В 1920-х годах при архиепископе Рязанском и Зарайском Борисе была сделана попытка возродить епархиальную периодическую печать. В этот период Рязанская епархиальная канцелярия выпускала журнал «Циркуляры». Его главным редактором и составителем был сам архиепископ Борис . Очередные номера писались от руки, а затем перепечатывались на машинке и рассылались по благочиниям. «Циркуляры» содержали указы и распоряжения Московского Патриархата, Священного Синода и епархиального архиерея, материалы о текущей жизни Церкви, церковно-исторические сведения, проповеди, поучения и святоотеческое наследие. В «Циркулярах» постоянно помещались материалы, раскрывающие сущность еретического движения обновленчества. В архиве УФСБ России по Рязанской области сохранились тридцать четыре номера «Циркуляров»: 1925 году сотрудники Рязанской епархиальной канцелярии во главе с архиепископом Борисом были привлечены к уголовной ответственности. И выпуск журнала стал одной из статей обвинения. Это тем более прискорбно, что в то же время на территории Рязанской епархии при поддержке официальной власти регулярно выходила полноформатная обновленческая газета «Церковное обновление».

Редакторы

  • сентябрь - июнь - Д. Правдин
  • сентябрь - сентябрь - Н. Малинин
  • июнь - сентябрь - священник Н. Ф. Глебов
  • сентябрь - протоиерей Лука Воскресенский
  • сентябрь - июнь - протоиерей Харлампий Романский
  • июнь - июнь - кафедральный протоиерей Н. Ф. Глебов
  • декабрь - - протоиерей Фёдор Талеров

С официальный и неофициальный отделы имели разных редакторов.

Редакторы официального отдела

  • - сентябрь - Д. Андреев
  • апрель - июнь - X. Попов
  • июнь - - протоиерей Фёдор Толеров
  • - март - Г. Воскресенский
  • сентябрь - январь - Троицкий
  • - П. Соколов
  • - декабрь - М. Крылов
  • декабрь - апрель - X. Говядский

Редакторы неофициального отдела

  • январь - декабрь - протоиерей Фёдор Талеров
  • январь - апрель - протоиерей П. Казанский

Программа

В первом номере издатели «Рязанских епархиальных ведомостей» так определяли свои задачи:

Мы смотрим на наше издание как на журнал, назначаемый, главным образом, для честного духовенства и, сообразно с этим, предлагаем его духовенству для заявления и обсуждения общими силами интересующих его вопросов. Конечно, не отвлеченные вопросы должны быть главным образом решаемы в нашем издании… в нашем журнале как издании собственно епархиальном должно быть другое преобладающее содержание, что всякие епархиальные ведомости, следовательно, и наши, должны содействовать возбуждению и удовлетворительному решению, главным образом, практических вопросов, касающихся благоустроения епархиальной жизни. Они должны считать своей задачей - поставлять духовенство в ближайшее соприкосновение с практическими вопросами по епархии, расположить его ближе войти в жизнь действительную. И нашей заботой будет… стараться по мере сил расположить местное духовенство уяснить себе разнообразные нужды свои и потребности и заняться приисканием мер к возможному удовлетворению сим нуждам и к облегчению для нашей епархии умственного и нравственного преуспеяния…

Что касается вообще нашего будущего издания, то нам хотелось бы придать ему характер местный… Как всякие, так и наши епархиальные ведомости, если чем могут доставить пользу общецерковной истории, так это именно изучением прежнего и настоящего своей епархии. Наши исторические материалы вообще так скудны, что в собрании и разработке их чувствуется большой недостаток… Смеем надеяться, что все просвещенные люди, знакомые с бытом нашей епархии и в особенности опять наше местное духовенство, которому чаще всего могут встречаться материалы для изучения быта нашей епархии, сочувственно отнесутся к нашему желанию.

Стремясь придать своему изданию местный характер, мы вместе с этим не будем, да и не должны, так сказать, замыкаться исключительно в свою епархию и ограничиваться домашним решением строго местных вопросов. Нет, мы сочтем своей обязанностью знакомить, по мере сил, свою епархию с литературной деятельностью других епархий, тем более что многие из сих последних давно опередили нас в решении различных вопросов.

Само собой разумеется, что наше издание, будучи изданием, строго епархиальным, должно быть вместе с тем и обще назидательным изданием. На нашей обязанности, между прочим, лежит и возможное ознакомление епархии с церковно-богословской наукой. Статьи ученого, педагогического, назидательного содержания и вообще - все литературные труды, могущие распространять в епархии религиозные и вообще серьезные сведения и поддерживать в народе истинно христианское направление, всегда будут с готовностью напечатаны в нашем издании.

Первоначально Рязанские епархиальные ведомости имели два отдела официальный и неофициальный отделы.

До неофициальный отдел назывался «Прибавления к Рязанским епархиальным ведомостям». При них приложением был «Миссионерский сборник», с г., по 6 раз в год.

Официальный отдел содержал распоряжения Святейшего Синода и императора по Рязанской епархии, распоряжения епархиального начальства, информацию о рукоположении в сан, об определении на церковно-священнические места, принятии на службу, увольнении за штат, об исключении из списков в связи со смертью, об освящении церквей. Официальный отдел также публиковал отчеты учебных заведений епархии, училищного совета и других организаций, находящихся в ведении епархии, журналы съездов рязанского духовенства.

Неофициальный отдел, кроме статей богословского характера, публиковал сведения о значительных событиях духовной жизни в Рязани и Рязанской епархии (об открытии и деятельности школ, училищ, церквей, обществ и попечительств). Кроме того, были опубликованы научные труды рязанского духовенства по истории образования (о епархиальном училище, духовной семинарии и духовных училищах, школах), о видных деятелях Рязанской епархии (о митрополите Стефане, архиепископе Симоне , святителе Гаврииле и других), по истории церквей и монастырей Рязанской епархии. Среди них труды Агнцева, священников Добролюбова , Алфеева , Краснова , Лучинского и других.

В 1888 году , в связи с меняющейся ситуацией в российском обществе, издатели «Рязанских епархиальных ведомостей» изменили и программу журнала. Рапорт об этом архиепископа Рязанского и Зарайского Феоктиста был удовлетворен Указом Его Императорского Величества и Святейшим Синодом.

С этого времени журнал включал семь разделов:

  • официальный (указы, грамоты, рескрипты, циркуляры и т. п.),
  • руководящие статьи (публикации по вопросам общецерковной и епархиальной жизни, в том числе о религиозно-нравственном воспитании народа),
  • епархиальные известия (известия о религиозно-нравственном состоянии народа, очерки местных обычаев, суеверий и т. п., известия о пастырской деятельности местного духовенства, о состоянии церковно-приходских школ и других учебных заведений, находящихся в ведении духовенства; сведения о местных ересях и расколах, о выдающихся в сектантстве деятелях и их влиянии на народ; о деятельности епархиальных миссионерских учреждений; о мерах, предпринимаемых местными пастырями в борьбе с сектантством; хроника текущих событий в епархии и в городе Рязани),
  • научно-литературный отдел (слова и поучения, научные статьи духовного содержания, краткие библиографические сведения о книгах и изданиях),
  • внутренние известия (сведения о важнейших распоряжениях правительства, касающихся общего состояния русской Церкви; о важнейших событиях общецерковной и иноепархиальной жизни в России, краткие новости о важнейших событиях внутренней государственной и общественной жизни России),
  • иностранные известия (новости о знаменательных событиях церковной жизни за границей, преимущественно в православных Церквах и славянских государствах, новости о важнейших политических и общественных событиях за рубежом),
  • смесь (в этом разделе печатались материалы, которые невозможно было поместить ни в одной из перечисленных рубрик).

местные офиц. церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг. Впервые программа Е. в. была составлена в 1853 г. Херсонским архиеп. св. Иннокентием (Борисовым) . Только через 6 лет она была представлена на утверждение Святейшему Синоду Херсонским архиеп. Димитрием (Муретовым) . Его ходатайство о разрешении издания в Одессе «Херсонских епархиальных ведомостей» Синод удовлетворил 11 нояб. 1859 г. Указом Синода от 31 дек. того же года утвержденная программа была разослана всем епархиальным архиереям.

В ходатайстве в пользу издания Е. в. архиеп. Димитрий приводил следующие соображения: 1) значительное сокращение переписки бумаг в консисториях при типографском изготовлении более грамотных и точных копий; 2) получение местным духовенством нужных для него сведений, «причем многие из священно-церковно-служителей, будучи извещаемы посредством ведомостей, не имели бы нужды совершать поездки… в епархиальный город для справок об участи своих просьб, о праздных местах, об успехах своих детей, обучающихся в семинарии» и т. п.; 3) «новый способ к пастырскому действованию на паству... и с словом назидания и утешения, и с предостережением от заразы и плевел разных лжеучений и обычаев нехристианских, и с воззваниями к подвигам благотворительности и другим богоугодным делам». Е. в. были призваны «оживить» все епархиальное управление и сблизить его с паствой. Те же и др. доводы приводились впосл. в начале издания новых епархиальных журналов. Так, в редакционном предисловии к № 1 «Екатеринославских епархиальных ведомостей» (1872. № 1. С. 1-7) указывалось, что издание необходимо в целях «более живого обмена, с одной стороны, распоряжений, с другой - донесений, между административною епархиальною властию и управляемым духовенством», т. к. в др. епархиях с началом издания Е. в. офиц. переписка сокращалась более чем наполовину. Другой целью было информационное обеспечение местных инициатив духовенства: содержания и благоустройства духовных уч-щ, выборов благочинных, благочиннических съездов, выбора священством духовников и т. д. Кроме того, указывалось на необходимость освещать общехрист. вопросы.

С 16 апр. 1860 г. по ходатайству Ярославского архиеп. Нила (Исаковича) по программе, аналогичной плану архиеп. Иннокентия, стали издаваться «Ярославские епархиальные ведомости» , на 2,5 месяца опередившие «Херсонские ЕВ». Большинство епархиальных журналов назывались Е. в., хотя встречались и нестандартные заглавия. С 1861 г. издания выходили в Киеве, Тамбове и Чернигове, с 1862 г.- в Калуге, Каменце-Подольске («Подольские епархиальные ведомости») и Туле, с 1863 г.- в Вильне («Литовские епархиальные ведомости»), Вятке (ныне Киров), Иркутске и Полтаве, с 1864 г.- в Вологде и Н. Новгороде, с 1865 г.- во Владимире, в Орле, Рязани, Саратове и Смоленске, с 1866 г.- в Воронеже и Пензе, с 1867 г.- в Казани («Известия по Казанской епархии»), Кишинёве, Кременце («Волынские епархиальные ведомости» , с 1908 изд. в Житомире), Перми, Самаре и Харькове, с 1868 г.- в Минске, с 1869 г.- в Москве (с 1880 «Московские церковные ведомости»), Новочеркасске («Донские епархиальные ведомости») и Симферополе («Таврические епархиальные ведомости»), с 1871 г.- в Белгороде («Курские епархиальные ведомости» , с 1882 изд. в Курске), с 1872 г.- в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), с 1873 г.- в Оренбурге и Ставрополе («Кавказские епархиальные ведомости» , с 1886 «Ставропольские епархиальные ведомости»), с 1874 г.- в Витебске («Полоцкие епархиальные ведомости»), с 1875 г.- в Астрахани и Новгороде, с 1876 г.- в Симбирске (ныне Ульяновск), с 1877 г.- в Варшаве («Холмско-Варшавский епархиальный вестник») и Твери, с 1879 г.- в Уфе, с 1880 г.- в Риге («Рижский епархиальный листок», с 1887 «Рижские епархиальные ведомости») и Томске, с 1882 г.- в Тобольске, с 1883 г.- в Могилёве, с 1884 г.- в Красноярске («Енисейские епархиальные ведомости»), с 1885 г.- в Архангельске («Архангельские епархиальные известия», с 1888 «Архангельские епархиальные ведомости») и Костроме, с 1886 г.- в Екатеринбурге, с 1887 г.- в Якутске, с 1891 г.- в Тифлисе (ныне Тбилиси) («Духовный вестник Грузинского Экзархата»), с 1894 г.- в Благовещенске («Камчатские епархиальные ведомости» , с 1899 «Благовещенские епархиальные ведомости») и Пскове, с 1895 г.- во Владикавказе и в С.-Петербурге («Известия по Санкт-Петербургской епархии»), с 1898 г.- в Омске и Петрозаводске («Олонецкие епархиальные ведомости»), с 1900 г.- в Чите («Забайкальские епархиальные ведомости»), с 1901 г.- в Гродно, с 1903 г.- во Владивостоке, с 1906 г.- в Верном (ныне Алма-Ата) («Туркестанские епархиальные ведомости») и Холме (ныне Хелм, Польша) («Холмская церковная жизнь»).

В 1906-1915 гг. офиц. издания Е. в. выходили в каждой епархии, кроме епархий Грузинского Экзархата («Духовный вестник Грузинского Экзархата» был закрыт в мае 1906, возобновлен как «Вестник Грузинского Экзархата» в марте 1910) и Финляндской епархии. В 1913-1917 гг. в Сальмисе (ныне пос. Салми, Карелия) и Выборге ж. «Карельские известия» печатал церковную хронику по Финляндской епархии, «Списки церковнослужителей» (1915), «Журналы пастырского съезда духовенства Финляндской епархии» (1915-1916). Е. в. стали выходить раньше офиц. изданий Синода и его центральных учреждений, причем во мн. отдаленных епархиях они начали издаваться раньше, чем в Москве и С.-Петербурге. Хроника церковной жизни обеих столиц печаталась на страницах общецерковных журналов, тематика и распространение к-рых не ограничивались пределами епархии. Так, сведения по Новгородско-С.-Петербургской митрополии печатались в 1858-1876 гг. в ж. «Духовная беседа» , а в 1875-1894 гг.- в ж. «Церковный вестник» при СПбДА.

Прототипом Е. в. и образцом для них послужили офиц. издания губерний Российской империи - губ. ведомости, программа к-рых определялась «Положением о порядке производств дел в губернских правлениях» от 3 июля 1837 г. Губ. ведомости стали выходить с 1838 г. сразу в 44 губерниях, а всего в 1838-1917 гг. они издавались в 82 губерниях и областях (во всех, кроме губерний Великого княжества Финляндского), в 19 из к-рых не было собственных правосл. епархий (некоторые губернии Царства Польского, Остзейского края, Закавказья и Ср. Азии). С 1845 г. их программа включала статьи научного характера, краеведческие публикации, часть их касалась местной церковной истории (см., напр.: Указатель статей, напечатанных в «Архангельских губернских ведомостях» со времени их основания (1838) по январь 1889 г. и касающихся Архангельской епархии / Сост. свящ. Н. И. Варфоломеев. Архангельск, 1889). Губ. издания выходили по инициативе центральной власти, Е. в. издавались по ходатайству правящих архиереев, представлявших программу издания, к-рая могла неск. отличаться от существующих, и с разрешения Синода. Инициаторами или попечителями издания мн. Е. в. были выдающиеся архиереи, публиковавшие в них свои проповеди, поучения, аскетические, богословские и церковно-исторические труды. Так, свт. Феофан Затворник был инициатором издания и одним из авторов «Тамбовских епархиальных ведомостей» и «Владимирских епархиальных ведомостей» . Е. в. были внешне и по содержанию разнообразнее губ. ведомостей, но реже выходили в свет (от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц, губернские - от 1 до 6 раз в неделю). Они имели приложения, важные статьи часто издавались отдельными оттисками.

Е. в., как правило, состояли из 2 частей (или отделов): официальной и неофициальной (последняя иногда называлась «прибавление» к Е. в., напр. в «Вологодских епархиальных ведомостях», «Иркутских епархиальных ведомостях», «Тамбовских ЕВ», «Херсонских ЕВ» и др.), в исключительном случае - из 3 частей («Воронежские епархиальные ведомости» в 1868-1876 состояли из офиц., неофиц. частей и прибавления). Иногда Е. в. выходили без неофициальной части (напр., «Новгородские епархиальные ведомости» в 1875-1893, «Симбирские епархиальные ведомости» в 1876-1895, мн. издания в 1917-1922). Если в пределах епархии выходил академический или семинарский богословский журнал, Е. в. могли стать приложением к нему (напр., «Известия по Казанской епархии» выходили как приложение к ж. «Православный собеседник» в 1867-1890), а неофиц. часть могла не издаваться (напр., в Харьковской епархии после начала издания при ДС ж. «Вера и разум» ; «Харьковские епархиальные ведомости» были преобразованы в офиц. отдел этого журнала под названием «Листок для Харьковской епархии» (1884-1903), «Известия по Харьковской епархии» (1904-1906), далее в рубрику «Известия и заметки по Харьковской епархии»). Неофиц. часть могла выходить как чаще официальной (приближаясь по формату и содержанию к газете), так и реже (подобно периодическому сборнику назидательного и краеведческого чтения).

В офиц. части печатались все важнейшие и относящиеся к данной епархии манифесты, указы, повеления и рескрипты императоров, указы, распоряжения, определения, отношения Сената, Гос. совета, Кабинета министров и др. гос. учреждений, Синода и его обер-прокурора, а также распоряжения епархиального начальства, годовые отчеты или извлечения из них по консистории, ДС, др. учебным заведениям и учреждениям епархии. Большой интерес для местной церковной истории и генеалогии духовного сословия представляют печатавшиеся здесь списки служащих по духовному ведомству, сообщения о переменах по службе (рукоположениях, назначениях, перемещениях, смертях), наградах и производстве в чины, взносах в эмеритальные кассы и выдаче пособий из них, разрядные списки выпускников и учащихся духовных семинарий и уч-щ, расписания экзаменов, списки вакантных мест для клириков и причетников (иногда включая просфорниц), расписания проповедей в кафедральном соборе (иногда и в храмах уездных городов). В некоторых Е. в. в офиц. части помещались также журналы, протоколы и отчеты епархиальных и окружных съездов духовенства и училищных съездов, сведения об архиерейских богослужениях и о маршрутах поездок для обозрения церквей епархии, отчеты епархиальных миссионеров о состоянии старообрядчества и сектантства в пределах епархии, списки крещеных и присоединенных к Православию лиц др. исповеданий, отчеты братств, попечительств, комитетов, местных отд-ний Палестинского православного общества и др. церковно-общественных орг-ций. Эти и подобные им документы в некоторых журналах могли печататься и в неофиц. части, а также в виде приложений к той или иной части, с отдельной пагинацией и иногда со своим титульным листом.

Неофиц. часть содержала проповеди, речи, поучения, апологетические и катехизические тексты, статьи по богословию, литургике, церковной истории, педагогике, о миссионерстве, старообрядчестве, сектантстве, об иноверии и т. п. Печатались обзоры духовной и светской лит-ры, юбилейные статьи о рус. писателях, назидательные рассказы и стихи, медицинские и др. практические сведения. Тематические предпочтения, количество переводных статей (печатались переводы творений св. отцов, а также совр. западноевроп. сочинений по библеистике, апологетике, нравственному богословию, истории Церкви и др.), соотношение оригинальных текстов и перепечаток из др. журналов изменялись в разных Е. в. и в разные годы их издания. Наибольший интерес для исследователя представляют постоянно печатавшиеся в неофиц. части статьи и документы исторического и краеведческого характера: обозрения поездок архиереев и их дневники, содержащие описание приходов и характеристику священнослужителей; дневники и отчеты о миссионерских поездках; этнографические заметки, относящиеся к местному населению; исторические статьи о епархиальных учреждениях, о духовно-учебных заведениях, о мон-рях, о приходах и об их святынях, о кладбищах; жизнеописания местных святых и подвижников благочестия, некрологи, воспоминания. В нек-рых епархиях активно велась работа по разбору и описанию церковных архивов, для чего были созданы специальные ученые об-ва (напр., Комиссия для разбора консисторского архива в Астрахани, Епархиальный церковно-историко-статистический комитет во Владимире, Воронежский историко-археологический церковный комитет), такие материалы публиковались в неофиц. части Е. в. В некоторых изданиях регулярно помещались статьи на местных языках: молдавском (в «Кишинёвских епархиальных ведомостях» в 1867-1871 и 1917), грузинском (в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата»), якутском (в «Якутских епархиальных ведомостях»), на др. языках иногда печатались отдельные молитвы и словарные материалы (напр., на калм. языке в «Донских ЕВ»).

Все Е. в. имели приложения в виде книг, брошюр и листков, помимо офиц. документов (списков приходов, адресных и др. справочных книг, отчетов, протоколов, журналов съездов и т. п.) это были материалы по школьному делу, миссионерству, календарные и тематические сборники проповедей, историко-статистические описания епархий или их частей, юбилейные сборники и биографии, каталоги церковных б-к, книготорговые и издательские каталоги, указатели содержания Е. в. В качестве приложения могли выходить и др. периодические или продолжающиеся издания (журналы, газеты, листки).

Е. в. являлись сугубо церковным ведомственным изданием, штат которого состоял из редактора, корректора и письмоводителя, иногда 1-2 помощников редактора. Очень часто редактирование офиц. и неофиц. частей осуществлялось раздельно, в этих случаях офиц. часть обычно подписывал секретарь или другой чиновник консистории, а неофиц. часть - ректор или др. сотрудник ДС или ДУ. А. Г. Стадницкий (впосл. митр. Ташкентский Арсений) был преподавателем Кишинёвской ДС и редактировал «Кишинёвские ЕВ» в 1887-1895 гг. Буд. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в 1904-1905 гг. был инспектором Псковской ДС и исполнял обязанности редактора «Псковских епархиальных ведомостей» , а в 1909-1911 гг. в должности ректора Тульской ДС редактировал «Тульские епархиальные ведомости» . Редакторами в Е. в. были и др. ректоры духовных семинарий: архим. сщмч. Ермоген (Долганёв ; впосл. епископ Тобольский) в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» в 1898-1901 гг., архим. сщмч. Фаддей (Успенский ; впосл. архиепископ Тверской) в «Олонецких ЕВ» в 1903-1908 гг., архим. Анастасий (Грибановский ; впосл. митрополит, Первоиерарх РПЦЗ) в «Московских церковных ведомостях» в 1906 г., архим. сщмч. Мефодий (Краснопёров ; впосл. епископ Петропавловский) в «Уфимских епархиальных ведомостях» в 1908-1913 гг., архим. сщмч. Иоанн (Поммер ; впосл. архиепископ Рижский) в «Литовских ЕВ» в 1911-1912 гг., архим. сщмч. Лаврентий (Князев ; впосл. епископ Балахнинский) в них же в 1913-1915 гг., архим. Вениамин (Федченков ; впосл. митрополит Саратовский) в «Таврических ЕВ» в 1912-1913 гг., архим. сщмч. Серафим (Остроумов ; впосл. архиепископ Смоленский) в «Холмской церковной жизни» в 1914-1915 гг. и др. Значительный вклад в издание Е. в. внесли редакторы - местные историки и краеведы, такие как Н. И. Суворов («Вологодские ЕВ» в 1865-1896), Н. Н. Корсунский и М. П. Троицкий («Ярославские ЕВ» в 1871-1898 и 1903-1915), прот. Евфимий Сецинский («Подольские ЕВ» в 1892-1905), И. Н. Летницкий («Астраханские епархиальные ведомости» в 1896-1918), Н. В. Малицкий («Владимирские ЕВ» в 1903-1919).

Бюджет Е. в. включал оплату работы цензора, обычно назначаемого из городских клириков, и выплаты гонораров авторам статей. Злободневные полемические заметки, др. статьи, выходившие за пределы программы издания, как правило, не оплачивались. Для мн. епархий Е. в. оставались единственным местным церковным журналом. Подписка на издание была обязательной для всех приходов епархии, в зависимости от их числа тираж Е. в. составлял от неск. сот до 1-1,5 тыс. экз. Если в епархии еще не было своих Е. в., в ней временно могло распространяться издание одной из соседних епархий. Напр., в 1863-1879 гг. единственные в Сибири «Иркутские ЕВ» распространялись в неск. епархиях и помещали офиц. документы и др. материалы, касающиеся этих епархий. Если в издающей Е. в. епархии не было своей ДС, в них регулярно помещались сведения о семинарии, в к-рой обучались дети клириков и причетников этой епархии.

С революционными потрясениями 1905-1907 гг. были связаны попытки некоторых редакторов или новообразованных редакционных комитетов преобразовать Е. в. в «церковно-общественные» издания, что иногда приводило к их переименованиям. Так появились «Саратовский духовный вестник» (сент. 1905 - март 1913), «Православная Подолия: Орган духовенства Подольской епархии» (1906-1917), «Таврический церковно-общественный вестник» (в 1906-1917 выходил вместо неофиц. части «Таврических ЕВ»), «Нижегородский церковно-общественный вестник» (1906-1918), «Енисейский церковный вестник: Еженедельный церковно-общественный журнал» (янв. 1907 - июль 1908), «Калужский церковно-общественный вестник» (февр. 1907 - 1918), «Вестник Виленского православного Свято-Духовского братства» (в 1907-1916 выходил вместо неофиц. части «Литовских ЕВ», в 1907-1908 - также вместо неофиц. части «Гродненских епархиальных ведомостей»), «Вера и жизнь: Журнал Черниговской епархии» (1912-1917), газ. «Черниговский церковно-общественный вестник» (1914-1917). В 1915 г. в связи с эвакуацией учреждений из оккупированных зап. областей перестали издавать «Гродненские ЕВ»; «Рижские ЕВ» выходили в Ярославле (1915) и Н. Новгороде (1915-1917), «Варшавский епархиальный листок» и «Холмская церковная жизнь» (1915-1917), а также «Литовские ЕВ» (1916) - в Москве, «Минские епархиальные ведомости» - в Рязани (1915-1917).

После Февральской революции 1917 г. мн. Е. в. прекратили существование, другие выходили нерегулярно, иногда в газетном формате. Появились новые заглавия: «Вестник Екатеринославского губернского комитета Православной Церкви» (март-авг. 1917, в сент.-дек. выходил под названием «Свободная Церковь»), «Церковная правда: Свободный голос клира и мирян о церковных делах» (апр.-нояб. 1917, с приложением «Известий по Симбирской епархии» - по июль 1918), «Оренбургский церковно-общественный вестник» (апр. 1917 - дек. 1918), «Известия Екатеринбургской Церкви» (апр. 1917-1919), «Голос свободной Церкви» (Рязанская епархия, май 1917 - июль 1918), «Православная Волынь» (май 1917-1918), «Вестник церковного единения» (Воронежская епархия, июнь 1917 - июль 1918), «Костромской церковно-общественный вестник: Журнал для духовенства и мирян Костромской епархии» (июль 1917 - март 1918), «Донская христианская мысль» (июль 1917 - нояб. 1919), «Бессарабский церковный голос» и «Голос Бессарабской Церкви» (1917), «Петроградский церковно-епархиальный вестник» (1918), «Киевский епархиальный вестник» (1918), «Курский епархиальный вестник: Издание духовенства и мирян Курской епархии» (1918), «Официальные известия по Омской епархии» (1918), «Голос духовенства и мирян Черниговской епархии» (1918), «Голос Подольской Церкви» (1918), «Томский церковно-общественный вестник» (1918, в 1919 возобновилось изд. «Томских епархиальных ведомостей»), «Уфимский церковно-народный голос» (1918-1919), «Голос Якутской Церкви» (1918-1919). В 1917 г. офиц. издания выходили в 61 епархии, в 1918 г.- в 46, в 1919 г.- в 15 епархиях, из них лишь 3 - в губерниях, занятых большевиками («Владимирские ЕВ», «Новгородские ЕВ» и «Вестник Орловского епархиального совета»). В 1920-1922 гг. выходили «Архангельские ЕВ» (янв.-февр. 1920), «Распоряжения Высшей церковной власти» (Вятка, 1920), «Голос свободной Церкви» (Владивосток, 1920), «Известия епархиального совета» (Владивосток, 1921-1922), «Забайкальский церковно-общественный вестник» (Чита, сент. 1921 - окт. 1922).

Всего дореволюционные и преемственные издания 1917-1922 гг. использовали не менее 107 различных заглавий. Лишь немногие из них имеют подробные общие указатели («Подольские ЕВ» за 1862-1905, «Пензенские епархиальные ведомости» за 1866-1900, «Иркутские ЕВ» за 1863-1904, «Минские ЕВ» за 1868-1897) или указатели к одной из частей (к неофиц. части «Черниговских епархиальных известий» за 1861-1905, «Вятских епархиальных ведомостей» за 1863-1912, «Полтавских епархиальных ведомостей» за 1863-1912, «Воронежских ЕВ» за 1866-1915, «Волынских ЕВ» за 1867-1907, «Кишинёвских ЕВ» за 1867-1912, «Якутских ЕВ» за 1887-1907, «Архангельских ЕВ» за 1888-1912; к офиц. части «Симбирских ЕВ» за 1876-1898). Остальные имеют указатели или обзоры содержания только за первые годы издания, указатели статей по определенной тематике, а издания некоторых епархий (Варшавской, Владивостокской, Гродненской, Екатеринбургской, Забайкальской, Костромской, Литовской, Могилёвской, Московской, Олонецкой, Псковской, Рижской, Туркестанской, Уфимской, а также Грузинского Экзархата) имеют лишь годовые оглавления. Всего в 1860-1916 гг. вышел 2581 годовой комплект Е. в. с 80 названиями, издания хранятся в РНБ (2522 полных комплекта и 53 неполных) и РГБ (2399 полных комплектов и 164 с лакунами), 77 названий представлено в БАН (1673 полных и 343 неполных комплекта). В др. б-ках (ГПИБ, СПбДА, МДА) мн. изданий нет, а большинство имеющихся представлено с лакунами или фрагментарно; лишь в нек-рых обл., краевых и республиканских б-ках и архивах собраны местные издания. Издания 1917-1922 гг. в комплексе не собраны нигде, мн. номера невозможно найти ни в одном хранилище.

В 1922-1928 гг. епархиальные управления обновленцев выпускали не менее 38 периодических изданий, как правило недолговечных. Нек-рые из них имели традиц. для Е. в. заглавия: «Тульский церковный вестник» (1923), «Тульские ЕВ» (1924-1928), «Самарские ЕВ» (1924), «Вятские епархиальные известия» (1924), «Орловский епархиальный вестник» (1925), «Архангельский церковный голос» (1925-1926), «Церковный вестник» (Петрозаводск, 1925-1926; Иркутск, 1925-1928), «Пермские ЕВ» (1926), «Уральские церковные ведомости» (Свердловск, 1927-1928). На заглавиях других отразилось стремление отмежеваться от «церковной контрреволюции»: «Церковное оживление» (Одесса, 1922), «Друг православного народа» (Саратов, 1922), «Голос живой веры» (Тамбов, 1922-1923), «Живая Церковь» (Пенза, 1922; Киев, 1922-1923), «Обновление Церкви» (Царицын, 1922; Челябинск, 1923), «Церковная заря» (Вологда, 1922-1923), «Церковное обновление» (Орёл, 1922-1923; Рязань, 1923-1926). Неск. журналов выходило в городах, к-рые раньше не были епархиальными центрами (Царицын (ныне Волгоград), Челябинск, Пятигорск, Минусинск, Клин). В кон. 20-х гг. выпуск всех епархиальных периодических изданий в СССР, в т. ч. обновленческих, прекратился.

В рус. зарубежье в 20-х гг. возобновилось издание «Литовских ЕВ» (1922-1923, в 1923-1940 в Каунасе выходил «Голос Литовской православной епархии»). Традиции дореволюционной епархиальной прессы в какой-то степени продолжались в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии» (Париж, 1927-1940, 1946-1959), «Вестнике Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» (Париж, 1947-1989), неск. епархиальных журналах РПЦЗ. По образцу Е. в. в Австро-Венгрии издавались униат. журналы (с 1886 - в Перемышльской и Станиславовской епархиях, с 1889 - во Львове), нек-рые из них продолжали выходить в межвоенной Польше, напр. «Перемиськi епархiяльнi вiдомостi» (1919-1939). После присоединения униатов к правосл. Церкви во Львове выходил журнал правосл. Львовско-Тернопольской епархии «Єпархiальний вiсник» (1946-1948, с № 2 за 1948 «Православний вiсник», с 1968 изд. в Киеве). Др. попытка издания епархиального журнала в СССР была недолговечной: в 1948-1950 гг. вышло 4 номера ж. «Вести: Бюллетень Рижской епархии».

После возобновления епархиальной издательской деятельности РПЦ в кон. 80-х гг. XX в. появились и периодические издания епархий, среди к-рых многие назывались Е. в. и даже указывали на преемственность традиций дореволюционных журналов. Первыми в 1989 г. были «Самарские ЕВ», «Вестник Рижско-Латвийской епархии» и «Минские ЕВ». В 1990 г. появились «Воронежский епархиальный вестник», «Вестник Белорусского Экзархата» , «Московские ЕВ», «Благовестник Пермской епархии», «Санкт-Петербургские ЕВ», «Тверские ЕВ» и газеты «Вятский епархиальный вестник», «Православный вестник Свердловской епархии», «Благовест» (Кострома), «Курские ЕВ», «Єпархiальний вiсник» (Мукачево, Тернополь), «Омские ЕВ», «Ведомости Тобольско-Тюменской епархии», «Рязанский церковный вестник» (с 1992 журнал), «Пензенские ЕВ» (с 1998 журнал). Впосл. ежегодно начинали выходить новые издания. В наст. время почти в каждой епархии выходят церковные периодические издания под эгидой епархиального управления или с его участием. Из них более 25 называются Е. в. («Брестские ЕВ», «Липецкие ЕВ», «Новогрудские ЕВ», «Саранские ЕВ», «ЕВ» (Сыктывкар)).

Совр. епархиальные периодические издания значительно отличаются от дореволюционных. Более 3/4 их составляют газеты, мало ведомственных изданий, предназначенных преимущественно для духовенства (напр., «Распоряжения и информация по Пермской епархии (для духовенства и приходских советов)» (1991), «Информационный бюллетень Владимирского епархиального управления», «Самарский хронограф: Бюллетень Самарского епархиального управления Русской Православной Церкви»). Остальные издания универсальны по содержанию и охвату аудитории, имеют разделы или приложения для детей. Как и в дореволюционной периодике, в них перепечатываются богословские, апологетические, полемические и др. статьи из центральных церковных и светских изданий, а также Жития святых и подвижников благочестия, отрывки из творений св. отцов, проповеди, духовные рассказы и стихи из изданий XIX - нач. XX в. Публикуются хроника церковной жизни, исторические и краеведческие статьи о монастырях, храмах и местных святынях, Жития новомучеников и исповедников, воспоминания, обзоры книг и журналов и т. п.

Лит.: Рункевич С. Г. «Епархиальные ведомости» // ПБЭ. Т. 5. Стб. 451-454; Андреев Г. Л., Троицкий А. Н., свящ. Христ. периодические издания на рус. яз.: Библиогр. обзор // Христианство: Энцикл. слов. М., 1995. Т. 3. С. 528-559; Андреев. Христианская периодика; Семибратов В. Чтобы знать свою веру: Из истории вятской духовной печати // ЖМП. 1998. № 8. С. 44-51; Летенков Э. В. Губернские, областные, войсковые, епархиальные ведомости, 1838-1917. СПб., 2005; Прутцкова А. С. Совр. религ. печать России: (1990-2006): Кат. М., 2007; Раздорский А. И. Ист.-стат. описания епархий РПЦ: (1848-1916). СПб., 2007.

Прот. Александр Троицкий