Семантический анализ текстов. Сервисы, которые сделают твой текст читаемым Семантическое ядро текста

В эпоху, когда писать и иметь свою аудиторию при желании может любой человек, выделиться сложно. Излагать мысли емко и чётко, как Довлатов, или красиво и захватывающе, как , хотят все. В наше время «вода» в тексте может начисто отбить желание его прочесть. Ты должен писать либо интересно, либо полезно. В противном случае исход ясен: результат твоего труда никому не будет нужен.
Поэтому нужно либо оттачивать своё мастерство, либо походить на литературные курсы, либо воспользоваться самым простым методом – проверить свой текст на сервисах и программах, которые оценят твою писанину по шкале «читаемости». Но помни, что они не научат тебя писать, как . Так что если не умеешь, никто не поможет, засунь свою «писню» куда подальше и не смущай ей даже компьютерный интеллект.

Hemingway

Один из таких инструментов, который, как мне кажется, является самым популярным, – Hemingway. Он назван в честь писателя, который славился лаконичностью и простотой стиля письма. А его задача – помочь другим писателям достичь того же. Hemingway определяет сложность каждого предложения для читателя и подсказывает, какие из них стоит упростить. Делается это исходя из количества слов, частоты использования пассивного залога и глаголов.
В режиме Write с экрана убираются все элементы, поэтому писать становится очень комфортно.
Веб-версия сервиса бесплатна, а текстовый редактор для PC и OS X стоит 9,99 доллара.

Test-the-Text

Создан для проверки текста в информационном стиле, например, для новостей. Но если ты хочешь сделать свой собственный стиль более лаконичным и избавиться от лишних слов, то этот сервис также пригодится. Он привлечет твое внимание к так называемым стоп-словам: отглагольным существительным, повторам, модальным глаголам, пассивным оборотам, канцеляризмам и клише, – а также предложит, чем их можно заменить. Правда, инструмент работает только с русским языком. Но в общем-то в этом нет ничего плохого.

Readability

С помощью пяти индексов читабельности Readability поможет вычислить, насколько твоя писанина понятна читателям, и на какую аудиторию она рассчитана. Тем не менее, иногда результаты сервиса выглядят несколько сомнительными, например, «Критика чистого разума» Иммануила Канта, по версии Readability, вполне доступна для понимания молодым людям 17-19 лет.

Istio

Text.ru

Сервис проверки текстов по многим параметрам, включая уникальность, проверку орфографии, выделение ключевых слов. Нас интересует функция анализа водности и спамности (частоты употребления определенного слова или фразы).

Ну, что сказать, сервис дает развернутый анализ текста, выделяет часто употребляемые слова отдельно и в группы. По клику на кнопке «Подробнее» под результатами соответствующих проверок выделяет цветом те фрагменты в тексте, которые считает проблемными. По клику на «?» предоставляет подробные определения каждого параметра в целом и относительно данного текста в частности. Это всё плюсы. Но какой же он долгий… Очень старается проверять орфографию, но у него это, мягко говоря, получается отвратительно. Так что придётся держать при себе словарь и учебник русского языка.

Glvrd

Сервис проверки качества контента. Находит в текстах канцеляризмы (конструкты и словосочетания, характерные для официально-делового стиля, но не для литературной речи), выделяет «воду», отмечает перебор запятых и другие «некрасивости».

Главный его плюс – выдаёт очень скрупулезный анализ. Сервис подчеркивает фрагменты, которые, по его мнению, нуждаются в корректировке. По клику на слове дает обоснование, почему считает оборот неудачным, предлагает варианты замены и заметки на близкие темы, что является большой редкостью для подобных сервисов.

Vaal

Данная программа анализирует, насколько чувственно и эмоционально написан твой текст. Только на русском и украинском языке. Это не онлайн-сервис, а скачиваемая программа. После проверки через нее твой тест получит штампы «медлительного», «эмоционального» и даже «тихого». Довольно забавно. Кстати, программа может автоматически оценивать текст прямо во время его написания в Word.
Однако и она не совершенна. Не указывается, какие именно слова или обороты влияют на эмоциональную окраску текста, поэтому непонятно, что делать с полученной информацией. Переписывать бесконечно тоже не выход.

Quittance

Сервис проверки стилистики текста. Определяет наличие тавтологий (необоснованных повторений, тождественных смысловых конструктов) и близко расположенных слов, сходных по смыслу или имеющих похожее звучание. Очень полезная возможность, если тебе надо добиться максимального благозвучия текста. Помогает «причесать» текст после долгой работы над ним, когда глаз «замыливается». Пускай он выглядит скучно, пускай с некоторыми его решениями можно поспорить, главное, что он выполняет свою работу.

Textmarket

Водность – это слова и обороты, которые не несут информационной нагрузки. «Тошнота» – это не желание выплеснуть наружу содержимое желудка, а частота слов или фраз, употребляемых в тексте. И задача Textmarket – выявлять это.

Вообще, сервис просто замечательный. На странице с анализатором даются развернутые объяснения понятий водности и тошноты текста и советы по трактовке полученных цифр. То есть тебе объясняют причины подобных оценок и называют 5 самых используемых слов. Кроме того, в анализаторе можно включить текстовый редактор с богатой функциональностью, так что можно заниматься редактированием и прочей работой над тестом, не покидая страницы. Жаль только, не даёт рекомендаций, как наладить свою шизофазию.

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС) начального общего образования относят «овладение в школе различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным метапредметным результатам освоения учащимися .

Под во ФГОС понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. По сути, в данном определении заложен перечень основных умений которые постепенно должны осваивать учащиеся в начальной школе.

В 2015 г. в Пермском крае состоится первый выпуск учащихся начальной школы, освоивших основные образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС. Согласно этим требованиям все выпускники должны владеть навыками смыслового чтения в школе на базовом уровне. Но вопрос, как проверить, на каком уровне оно сформировано у выпускников начальной школы, остается открытым.

Это полезно знать

Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества, владение технологиями поиска и переработки информации, понимание их слабых и сильных сторон, а также способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой, отнесены ЮНЕСКО к числу пяти ключевых компетенций образованного человека. Способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром, является главным источником развития человека. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т. д. В узком смысле чтение - это процесс восприятия текста. Смысловое чтение в школе - это погружение в материал, понимание его внешнего и скрытого плана, интерпретация текста.

Поскольку на сегодняшний день отсутствует единый понятный инструментарий средств контроля и оценки сформированности навыков смыслового чтения в школе, образовательные организации вправе самостоятельно подходить к разработке соответствующей системы оценки образовательных достижений учащихся и выбору контрольно-измерительных материалов. С учетом обозначенной ситуации в трех муниципальных районах Пермского края было принято решение о проведении пробного мониторинга в форме комплексной работы на основе единого материала.

Апробация контрольно-измерительных материалов при оценивании навыка смыслового чтения текста

Для проведения пробного муниципального мониторинга было подготовлено комплексное упражнение на основе художественного и научно-популярного текстов и 10 заданий к ним. Под содержание заданий были разработаны кодификатор и спецификация. Выполнение комплексного задания было рассчитано на 45 мин. Целью мониторинга стало оценивание уровня владения учащимися 3-4-х классов навыками смыслового чтения текстов различных стилей в соответствии с требованиями учебного задания, а также апробация экспериментального пакета контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ).

Задания (один из вариантов КИМ приводится в приложении) были направлены на проверку следующих умений смыслового чтения в школе:

  • понимание и выполнение требований заданий;
  • понимание текста;
  • распознавание стиля текста;
  • определение главной мысли текста (цели текста);
  • нахождение в материале конкретной информации в соответствии с учебной задачей.

Задания различались формой представления (5 - с выбором одного правильного ответа; 3 - со свободным кратким ответом; 2 - с развернутым ответом).

Результаты пробного муниципального мониторинга сформированности у учащихся навыка смыслового чтения текста

В муниципальном мониторинге сформированности у младших школьников смыслового чтения текста принимали участие 241 учащийся 3-х классов и 243 учащихся 4-х классов из 14 общеобразовательных школ трех муниципальных районов Пермского края.

При интерпретации результатов муниципального мониторинга было выделено четыре уровня овладения учащимися спектром проверяемых метапредметных умений - высокий, базовый, низкий (допустимый) и низкий (недопустимый). Низкий (недопустимый) уровень показывает, что учащийся может прочитать художественный и информационный материал, воспринимает информацию в общем виде.

Низкий (допустимый) уровень смыслового чтения в школе свидетельствует о том, что учащийся может вычитать в материале информацию, которая представлена в явном виде и которую легко локализовать. Базовый уровень говорит о том, что учащийся может находить в материале информацию, делать на ее основе умозаключения, используя при этом некоторые особенности формы и языка материала.

Высокий уровень смыслового чтения в школе показывает, что учащийся может понимать существенные сообщения; делать собственные умозаключения, основываясь на материале; оценивать как содержание, так и форму материала; обращать внимание на языковые особенности. Принятый минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50 до 60% от максимального балла (максимальный балл за выполнение всей работы - 10), т. к. подобная работа проводится впервые, за минимальный критерий принято 50%.

Большинство учеников 3-х классов (47%), участвующих в проверке навыков смыслового чтения в школе, выполнили задания на низком (недопустимом) уровне, при этом некоторые из них справились только с 1-2 отдельными заданиями; 5-6 баллов (низкий (допустимый) уровень) получили 26% учащихся; 7-8 баллов получили 20%; а на высоком уровне выполнили работу только 7% третьеклассников.

В 4-х классах результат значительно лучше: 31% учащихся по результатам выполнения заданий получили 5-6 баллов (низкий (допустимый) уровень); 27% справились с работой на базовом уровне, высокий уровень показали 17% учащихся, менее 5 заданий выполнили 19% четвероклассников. Больше половины учащихся 4-х классов (58%) выполнили задания, набрав от 5 до 8 баллов (низкий (допустимый) и базовый уровни).

Упражнение на определение стиля материалов практически не вызвало затруднений у младших школьников - 83,9% третьеклассников и 96,2% четвероклассников выполнили его успешно.

Вместе с тем подтвердить свои выводы о принадлежности произведения к художественному стилю изложения (в задании требовалось подчеркнуть в художественном материале 3-5 словосочетаний, которые доказывают его принадлежность к художественному стилю изложения) смогли лишь 40% учащихся двух параллелей, принимавших участие в проверке навыка смыслового чтения в школе. Это упражнение вызвало наибольшие затруднения. Типичные ошибки: подчеркнуты не отдельные словосочетания, а предложения или весь материал.

Примерно 60% учащихся 3-4-х классов умеют определять главную мысль текста, у остальных понятие «главная мысль текста» не сформировано. Типичные ошибки: из материала выписано первое предложение; подмена главной мысли темой текста, сжатым пересказом событий.

После первого этапа апробации пакета КИМ упражнение на определение главной мысли материала было изменено. В новой редакции учащимся предлагалось распознать цель текста на известную тему, когда требуется явно представленная в материале информация. С заданием справились примерно 65% участников проверки навыков смыслового чтения в школе, это учащиеся 3-4-х классов. На проверку умения использовать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, диаграмма), ориентировано три последовательно связанных между собой задания.

В одно из заданий проверки навыков смыслового чтения в школе входило умение использовать информацию, представленную в научно-популярном материале для заполнения сводной таблицы. упражнение требовало точного чтения материала, выделения информации, заданной в явном виде, использования в качестве ориентира для целевого чтения, ключевых слов «типы озер». Не все учащиеся продемонстрировали проверяемое умение: с заданием справились 42,1% третьеклассников и 60,6% учащихся четвертых классов. Типичные ошибки: непонимание требования учебного задания (указаны название и размеры озера, количество островов и речушек); поиск ответов в материале без опоры на ключевые слова.

Внесенные учащимися в сводную таблицу данные необходимо было отобразить на столбчатой диаграмме при выполнении второго задания: правильно выполнили упражнение 40,9% учащихся 3-х классов и 61,5% учащихся 4-х классов. Типичные ошибки: непонимание требования учебного задания, например, подписывая столбцы на диаграмме, учащиеся указывают названия озер каждого типа или приводят числовые данные из текста.

В третьем задании проверки навыков смыслового чтения в школе требовалось решить новую математическую задачу на основе столбчатой диаграммы, правильный ответ зависит от результатов 1-го и 2-го заданий, но, как показал анализ детских работ, некоторые младшие школьники, допустившие ошибки в указанных заданиях или не выполнившие их, случайным выбором указали верный ответ. Справились с заданием 46,2% учащихся 3-х классов и 74,7% учащихся 4-х классов.

Для проверки навыков смыслового чтения в школе были предусмотрены задания, где учащимся следовало найти конкретный отрывок из научно-популярного издания, содержащий подходящую информацию, и сформулировать определение. Ответ не должен был содержать дословных цитат; требовалось точное чтение, понимание смысла, установление связей (озеро - исток - река). Правильно выполнили упражнение 45,7% учащихся 3-х классов и 60,4% учащихся 4-х классов.

Анализ детских работ, при проверке навыков смыслового чтения в школе, показал, что, во-первых, во время чтения у учащихся не произошло понимания материала; во-вторых, многие младшие школьники не умеют давать определение понятию, им проще оперировать примерами. Типичные ошибки: не выделены существенные признаки при определении понятия; вместо определения называется частный случай или приводится объяснение, почему озеро Байкал является сточным; наряду с верным определением указывается лишняя информация об озере Байкал (например, размеры или количество впадающих речушек).

Наибольшие затруднения, при проверке навыков смыслового чтения в школе, вызвало у учащихся упражнение, при выполнении которого необходимо работать с информацией, заданной в неявном виде, используя приемы целевого чтения, на основе выводов требовалось назвать озера, которые по происхождению имеют соленую воду. Немногие учащиеся (примерно 20% из каждой параллели) справились с данным заданием. Типичные ошибки: ответы не отвечают требованиям учебного задания, например, озеро Байкал, Ангара, Ольхон, флора, фауна.

Отдельное упражнение проверки навыков смыслового чтения в школе требовало от учащихся подтверждения фактами из художественного и научно-популярного материалов следующего тезиса: «Байкал является крупным по размеру озером». Посредством точного чтения надо было на основе текстов сделать записи, доказывающие данный тезис, подходящий ответ не должен содержать дословных цитат. Правильно выполнили упражнение 35,2% учащихся 3-х классов и 51,5% учащихся 4-х классов. Типичные ошибки: на основе художественного материала указана информация, не относящаяся к заданию, например, «рано утром путники вышли на берег водоема»; на основе научно-популярного материала выписаны данные, не относящиеся к размерам озера. Также была проверена сформированность у младших школьников умения планировать свои действия при работе с материалом. Можно утверждать, что 68,3% учащихся 3-х классов и 83,5% учащихся 4-х классов умеют определять последовательность своих действий при выполнении комплексной работы.

Выводы по итогам мониторинга навыков смыслового чтения текста

По итогам проведенного мониторинга были сделаны следующие выводы:

1. Результаты сформированности умений смыслового чтения текста у учащихся 4-х классов на 15% выше, чем в 3-х классах. Итоговый результат выпускников 4-х классов находится в пределах низкого (допустимого) уровня и свидетельствует о необходимости выстраивания системной работы с учащимися.

2. Ошибки, допущенные учащимися при выполнении заданий по смысловому чтению в школе в основном связаны с поверхностным пониманием прочитанного, с тем, что многие из них не осуществляют повторного чтения для выполнения заданий, а действуют по памяти. Несмотря на то, что представленная информация была довольно отчетлива, при выполнении заданий многие учащиеся показали непонимание содержания прочитанного как художественного материала с элементами описания, так и научно-популярного текста. Трудности восприятия научно-популярного материала обусловлены наличием в нем числовых данных, названий географических объектов, незнакомых учащимся слов, значение, которых надо понимать из контекста.

3. Учащиеся, выполнившие работу на высоком уровне (7% учащихся 3-х классов и 17% учащихся 4-х классов), умеют применять различные стратегии смыслового чтения в школе: ориентировочное чтение, чтобы понять материал в целом, и точное повторное чтение для нахождения и обработки отдельной информации; в состоянии обнаружить в материале несколько единиц информации, заданной в явном виде, а также в состоянии интерпретировать содержание, когда информация не очевидна с первого взгляда; могут найти в материале информацию на основе элементарного вывода.

4. Вместе с тем большинство учащихся 3- 4-х классов лишь вербально считывают материал, т. е. зрительно его воспринимают, зачастую не понимая смысла прочитанного, эти школьники еще не готовы работать с материалами незнакомыми по форме и содержанию, справляться с отвлекающей информацией. Выполнение работы на низком (допустимом) уровне (50-65%), а тем более на низком (недопустимом) уровне (менее 50%) свидетельствует только об элементарной способности учащихся к чтению. У учащихся 4-х классов, выполнивших работу на недопустимом уровне, можно прогнозировать проблемы в обучении в основной школе. Причины низкого уровня сформированности компетенции чтения заключаются в бессистемном (фрагментарном) использовании приемов смыслового чтения в школе на уроках.

Актуальные рекомендации по формированию навыков смыслового чтения в школе

Для целенаправленного формирования навыков смыслового чтения текстов у учащихся начальных классов рекомендуется:

Ввести в практику работы начальной школы междисциплинарную программу «Чтение: работа с информацией»;

Формировать умения смыслового чтения в школе на разном предметном содержании (уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, основ религиозных культур и светской этики), во внеурочной деятельности, посредством семейного чтения;

Начинать формирование данных метапредметных умений с материалом, знакомым учащимся по содержанию и форме, когда информация представлена в явном виде;

Целенаправленно обучать учащихся специальным приемам двух видов смыслового чтения в школе: изучающего и усваивающего;

Включить в систему педагогического и административного контроля овладение навыками смыслового чтения в школе, подобрать или самостоятельно разработать комплексные работы, содержащие материал и задания к нему.

Результатом изучающего смыслового чтения в школе является глубокое, всестороннее понимание учебной информации. Чтобы овладеть этим видом чтения младшему школьнику необходимо освоить следующие приемы понимания учебного материала: постановка вопросов к материалу; деление текста на смысловые части; составление плана; составление схемы, опоры, таблицы; выделение ключевых слов; возвращение к прочитанному; выяснение значения незнакомых слов и др.

Однако чтобы не только понять, но и запомнить учебную информацию, школьникам необходимо еще овладеть некоторыми приемами, такими, как ответы на вопросы, пересказ по вопросному плану, составление сообщений по нескольким источникам, создание так называемого бортового словаря (использование пометок на полях). Эти приемы лежат в основе усваивающего смыслового чтения в школе, т. е. способствуют более глубокому пониманию и запоминанию информации.

Приложение

Комплексная работа по смысловому чтению в школе на основе единого текста для учащихся 3(4)-х классов

Цель работы - оценка достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам: «Чтение: работа с информацией» и «Формирование универсальных учебных действий», т. е. оценка умений учащихся работать с информацией, представленной в различном виде (текстов, таблиц, диаграмм), и решать учебные задачи на основе сформированных отдельных универсальных учебных действий.

Работа состоит из комплексного задания по смысловому чтению в школе на основе художественного и научно-популярного текстов и 10 заданий к ним (табл. 1, 2).

Время на выполнение работы составляет один урок (45 мин). Задания учащиеся выполняют последовательно.

В работе используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:

  • с выбором одного правильного ответа (далее - ВО);
  • со свободным кратким ответом (далее - КО) - требуется записать краткий ответ словами на отведенном месте;
  • с развернутым ответом (далее - РО) - требуется записать полный ответ или продолжить предложение.

Выполнение отдельных заданий по смысловому чтению в школе может оцениваться разным количеством баллов (от 0 до 2) в зависимости от структуры задания, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Проверка выполнения заданий осуществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы учеников начальной школы. Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности выполнения задания.

За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то упражнение считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). За выполнение заданий с кратким или развернутым ответом ученик может получить от 0 до 2 баллов.

Оценка выполнения заданий по смысловому чтению в школе с кратким и со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил: если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то упражнение считается выполненным неверно; если наряду с верным ответом дополнительно приведен ответ, не соответствующий поставленной задаче, упражнение считается выполненным частично.

Правильные ответы на задания, описание полных и частично верных ответов на эти задания приведены в рекомендациях по оценке выполнения заданий комплексной работы.

Результаты выполнения комплексной работы по смысловому чтению в школе представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение заданий всей работы.

Принятый минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50 до 65% от максимального балла (максимальный балл за выполнение всей работы - 14), т. к. подобная работа проводится впервые за минимальный критерий примем 50%.

Вывод о результатах выполнения комплексной работы делается с учетом полученного балла за ее выполнение:

  • 14-12 баллов (100- 85%) - высокий уровень;
  • 11-10 баллов (80- 70%) - базовый уровень;
  • 9-7 баллов (65- 50%) - низкий (допустимый) уровень;
  • менее 50% - низкий (недопустимый) уровень.

Если ученик набирает недостаточное количество баллов (менее 50%), то можно прогнозировать возникновение у него трудностей в изучении отдельных учебных предметов при дальнейшем обучении.

Таблица 1

Основная информация о комплексной работе по смысловому чтению в школе на основе единого текста

Структура

Объект оценки

Связь с учебными предметами и программами

Число отдельных заданий

Время выполнения (мин)

Максималь- ный балл

Комплексная работа «Озеро Байкал»

Чтение художественного и научно-популярного материалов.
Работа с информацией

Литературное чтение. Окружающий мир. Универсальные учебные действия. Работа с информа- цией

Таблица 2

Структура комплексной работы по смысловому чтению в школе на основе единого текста

2.2. Подтверждение выводов об особенностях стиля словами из текста

ВО

3. Распознавание цели текста на известную тему, когда требуется информация, явно представлен- ная в материале

3.1. Распознавание цели материала

ВО

4. Использование информации, представленной в различных формах (текст, таблица, диаграм- ма) для решения поставленных задач

4.1. Заполнение на основе данных материала сводной таблицы

КО

4.2. Интерпретация данных таблицы и фиксация их на столбчатой диаграмме

КО

4.3. Решение новой задачи на основе столбчатой диаграммы

ВО

4.4. Формулировка определения

РО

4.5. Выделение существенной информации из текста

КО

4.6. Подтверждение тезиса фактами из материала

РО

5. Планирование своих действий при работе с материалом

5.1. Определение последовательности работы по выполнению письменного задания к материалу

ВО

Комплексная работа по смысловому чтению в школе на основе единого текста для учащихся 3(4)-х классов «Озеро Байкал»

Прочитай произведения. Сравни их.

Материал А. Рано утром путники вышли на берег водоема, дорогу к которому не смогли найти накануне вечером, потому что заблудились в темноте. Они слышали о великом озере, но тот размах и пространство, которые предстали перед их взором, поразили воображение. Утром, в лучах золотистого рассветного солнца, выглянувшего из-за горных вершин, водная гладь показалась им не просто бесконечной, она ощущалась единственной стихией, окружавшей путников в тот момент. Казалось, что берег, на котором стояли путешественники, только и был одной твердой точкой опоры, - так невозможно далеко было до противоположного берега. Неба словно не было вовсе - оно как бы превратилось в безмятежную гладь воды, и все это нежноголубое пространство представлялось единым целым в пробуждающемся мире. Именно здесь, на берегу Байкала, они смогли осознать истинное величие озера, созданного матушкой природой.

материал Б. Озеро - скопление воды в природном углублении на суше. Природное углубление называется озерной котловиной. По происхождению озерных котловин выделяют следующие типы озер: ледниковые, речные (старицы - в бывших руслах рек), приморские (лагуны и лиманы, образованные вблизи морей, их часть), вулканические и другие. Озера по составу воды бывают двух типов: пресные и соленые. Байкал - пресноводное озеро тектонического происхождения, образованное в гигантском разломе земной коры. Это самое глубокое озеро в мире (около 1620 метров). Длина его составляет 636 км, средняя ширина - 48 км. В Байкал впадает 336 речушек, из него берет начало только одна река - Ангара, поэтому озеро считается сточным (имеется исток хотя бы одной реки). На озере есть 27 островов, крупнейшим из которых является Ольхон. Байкал богат растениями и животными: флора и фауна представлена пример но 1800 видами.

Выполни задания

№ 1. Установи стрелками соответствие между материалами А, Б и стилями их изложения.

А Научно-популярный

Б Художественный

в) О том, как путешественники встречали утро на озере Байкал.

г) О великом озере Байкал, о том, что его размеры поражают воображение. Нужное отметь./

Типы озер по составу воды

Типы озер по происхождению котловин

«типы озер по происхождению котловин», «типы озер по составу воды».

№ 5. Пользуясь диаграммой, отметь, во сколько раз типов озер по происхождению котловин больше, чем по составу воды в них:

а) Примерно в 2 раза. б) Примерно в 3 раза. в) Примерно в 4 раза. Нужное отметь./

№ 6. Пользуясь материалом Б, запиши определение. Сточное озеро - это

№ 8. Докажи фактами записей из текстов А и Б, что Байкал является крупным по размеру озером.

материал А

материал Б

4. Выполнить письменное упражнение к материалу.

а) 4, 1, 3, 2 б) 3, 1, 4, 2 в) 3, 4, 2, 1

Нужное отметь./

Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной работы учащихся 3(4)-х классов на основе единого текста «Озеро Байкал»

Умение в рамках комплексной работы учащихся оценивать материал по содержанию и форме - выносить суждение об особенностях стиля, определять стиль текстов.

№ 1. Установи стрелками соответствие между материалами А, Б и стилями их изложения. Образец ответа:

А Научно-популярный

Б Художественный

0 баллов - упражнение не выполнено

Умение в рамках комплексной работы учащихся распознавать цель текста на известную тему, когда требуется информация, явно представленная в материале.

а) О том, что путешествие к озеру Байкал было очень трудным. б) О том, как путники заблудились в темноте.

в) О том, как путественники встречали утро на озере Байкал.

г) О великом озере Байкал, о том, что его размеры поражают воображение. Образец ответа:

г) О великом озере Байкал, о том, что его размеры поражают воображение.

Максимальный балл за выполнение задания - 1.

1 балл - упражнение выполнено правильно.

Умение в рамках комплексной работы учащихся использовать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, диаграмма) для решения поставленных задач, заполнять на основе данных материала сводную таблицу.

№ 3. Пользуясь сведениями из текста Б, заполни таблицу.

2 балла - упражнение выполнено правильно, заполнены полностью обе ячейки таблицы.

1 балл - упражнение выполнено частично, указаны не все типы озер (например, типы озер по составу воды указаны верно, а в названиях типов озер по происхождению котловин допущена одна и/или более ошибок).

0 баллов - упражнение не выполнено.

Умение в рамках комплексной работы учащихся использовать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, диаграмма) для решения поставленных задач, интерпретировать данные таблицы и фиксировать их на столбчатой диаграмме.

№ 4. Рассмотри диаграммы и сделай под ними на основе данных таблицы следующие записи:

Образец ответа:

Максимальный балл за выполнение задания - 1.

1 балл - упражнение выполнено правильно.

0 баллов - упражнение не выполнено.

Умение в рамках комплексной работы учащихся использовать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, диаграмма) для решения поставленных задач, решать новые задачи на основе столбчатой диаграммы.

№ 5. Пользуясь диаграммой, отметь, во сколько раз типов озер по происхождению котловин больше, чем по составу воды в них.

а) Примерно в 2 раза. б) Примерно в 3 раза. в) Примерно в 4 раза. Образец ответа: а.

Максимальный балл за выполнение задания - 1.

1 балл - упражнение выполнено правильно.

0 баллов - упражнение не выполнено.

Умение в рамках комплексной работы учащихся использовать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, диаграмма) для решения поставленных задач, формулировать определение.

№ 6. Пользуясь материалом Б, запиши определение. Образец ответа:

Сточное озеро - это озеро, которое имеет исток хотя бы одной реки. Или

Сточное озеро - это озеро, из которого берет начало хотя бы одна река.

Максимальный балл за выполнение задания - 1.

2 балла - упражнение выполнено правильно.

1 балл - допущена ошибка в формулировке определения, например, сточное озеро - это когда вытекает хотя бы одна река.

0 баллов - упражнение не выполнено.

Умение в рамках комплексной работы учащихся использовать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, диаграмма) для решения поставленных задач, выделять существенную информацию из текста.

№ 7. Пользуясь информацией одного из текстов, уточни и запиши, какие озера по происхождению будут иметь соленую воду.

Образец ответа: приморские (лагуны и лиманы) или приморские

Максимальный балл за выполнение задания - 2.

1 балл - упражнение выполнено правильно.

0 баллов - упражнение не выполнено.

Умение в рамках комплексной работы учащихся использовать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, диаграмма) для решения поставленных задач, подтверждать тезис фактами из текста.

№ 8. Докажи фактами записей из текстов А и Б, что Байкал является крупным по размеру озером. Образец ответа:

Максимальный балл за выполнение задания - 2.

2 балла - полный ответ, заполнены обе ячейки таблицы, из текста А приведено два и более примеров; на основе текста Б указаны глубина, длина, ширина озера.

1 балл - неполный ответ, заполнены обе ячейки таблицы.

Возможны варианты: из текста А приведен один пример, на основе текста Б указаны глубина, длина, ширина озера; из текста А приведен один и более примеров, на основе текста Б указаны лишние данные (в Байкал впадает 336 речушек и/или на озере есть 27 островов, Байкал богат растениями и животными: флора и фауна представлена примерно 1800 видами).

0 баллов - другие варианты.

Умение в рамках комплексной работы учащихся планировать свои действия при работе с материалом, определять последовательность работы по выполнению письменного задания к материалу

№ 9. Восстанови последовательность работы по выполнению письменного задания к материалу. 1. Выбрать из текста ответ к учебному заданию.

2. Проверить правильность выполнения письменного задания.

4. Выполнить письменное упражнение к материалу. Образец ответа: б) 3,1,4,2

Максимальный балл за выполнение задания - 1.

1 балл - упражнение выполнено правильно.

0 баллов - упражнение не выполнено.

№ 10. Вернись к материалу А, подчеркни в нем 3-5 словосочетаний, которые доказывают его принадлежность к художественному стилю изложения.

Образец ответа:

Рано утром путники вышли на берег водоема, дорогу к которому не смогли найти накануне вечером, потому что заблудились в темноте. Они слышали о великом озере, но тот размах и пространство, которые предстали перед их взором, поразили воображение. Утром, в лучах золотистого рассветного солнца, выглянувшего из-за горных вершин, водная гладь показалась им не просто бесконечной, она ощущалась единственной стихией, окружавшей путников в тот момент. Казалось, что берег, на котором стояли путешественники, только и был одной твердой точкой опоры, - так невозможно далеко было до противоположного берега. Неба словно не было вовсе - оно как бы превратилось в безмятежную гладь воды, и все это нежно-голубое пространство представлялось единым целым впробуждающемсямире. Именно здесь, на берегу Байкала, они смогли осознать истинное величие озера, созданного матушкой природой.

Максимальный балл за выполнение задания - 2.

2 балла - подчеркнуты 5 словосочетаний, которые доказывают принадлежность материала к художественному стилю изложения.

1 балл - подчеркнуты 3 - 4 словосочетания, которые доказывают принадлежность материала к художественному стилю изложения.

0 баллов - другие варианты.

Максимальное количество баллов за выполнение работы - 14.

Потом начались морозы.

В. Бианки

Задание №1. Прочитай текст.

Задание №2.

Задание № 3.

Почему Пик вернулся в норку?

Задание № 4.

Задание №5.

Задание №6.

Мониторинг сформированости у учащихся 2 класса

навыка смыслового чтения текста

ФИ________________________________________________класс________________

Птицы больше не прилетали клевать зерно. Трава плотно легла на землю, и холодный ветер свободно разгуливал по острову.

К тому времени Пик ужасно растолстел. Какая-то вялость на него напала. Ему лень было много шевелиться. Он все реже вылезал из норки.

Раз утром он увидел, что вход в его жилище завалило. Он разрыл холодный рыхлый снег и вышел на луг. Вся земля была белая. Снег нестерпимо сверкал на солнце. Голые лапки мышонка обжигало холодом. Пик поскорей вернулся в норку.

Потом начались морозы.

Плохо пришлось бы мышонку, если б он не запас себе пищи. Как выкапывать зерна из-под глубокого мерзлого снега?

Сонливая вялость все чаще охватывала Пика. Теперь он не выходил из спальни по два, по три дня и все спал. Проснувшись, отправлялся в погреб, наедался там и опять засыпал на несколько дней.

Наружу он совсем перестал ходить.

Под землей ему было хорошо. Он лежал на мягкой постели, свернувшись в теплый, пушистый клубок. Сердчишко его билось все реже, все тише. Дыхание стало слабым-слабым. Сладкий долгий сон совсем одолел его.

Мышки-малютки не спят всю зиму, как сурки или хомяки. От долгого сна они худеют, им становится холодно. Тогда они просыпаются и берутся за свои запасы.

Пик спал спокойно: ведь у него было два полных погреба зерна.

В. Бианки

Задание №1. Прочитай текст.

Задание №2. Озаглавь текст и запиши заголовок

___________________________________________________

Задание № 3. Прочитай текст. Отметь ×, на какой вопрос нет ответа в тексте.

Почему Пик вернулся в норку?

Почему под землей ему было хорошо?

Почему мышонок спал спокойно?

Сколько зерна съедает за зиму мышонок?

Задание № 4. Напиши обобщающее слово к каждой группе.

1.__________________: ягода, игрушка, платье.

2. _________________: приморский, каменный, грустный.

3. _________________: выйти, построить, приехать.

________________________________

Задание №5. Объясни значение слова «запас»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №6.

Предварительный просмотр:

навыка смыслового чтения текста

ФИ________________________________________________класс________________

Белка

зёрнышки

Задание №1. Прочитай текст.

Задание №2. Озаглавь текст и запиши заголовок

___________________________________________________

Задание № 3. Отметь ответ значком

Грибы

Малина

Зёрнышки

Орехи

Задание № 4.


Задание № 5. Объясни значение слова:

Мониторинг сформированности у учащихся 1 класса

навыка смыслового чтения текста

ФИ________________________________________________класс________________

Осень пришла, холода и дожди принесла. Прятались жуки - пауки, а семена и ягоды того и гляди снег засыплет. Пора жителям леса запас на зиму делать, о себе позаботиться.

Водяная крыса картошки с огорода натаскала, в свою норку спрятала. Бурундук из подсолнухов семечек навылущивал, сложил в подземную кладовую. Белка грибы по сучкам развесила, на зиму насушила…

Одна синичка – хохлатка не для себя одной, а для всех на зиму запасла! Жуков – пауков, семена – зёрнышки во все щели совала – прятала. Кто найдёт зимой, тот пусть и угощается.

Задание №1. Прочитай текст.

Задание №2. Озаглавь текст и запиши заголовок

___________________________________________________

Задание № 3. Отметь ответ значком , какой из названных объектов синичка запасла на зиму?

Грибы

Малина

Зёрнышки

Орехи

Задание № 4.

Перечитай рассказ о синичке. Как ты думаешь, как будет синичка прятать свои припасы? Напиши свой ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание № 5. Перечитай рассказ о синичке. Подчеркни незнакомые тебе слова. Объясни значение слова:

«Вылущивать» - ______________________________________________________________

Предварительный просмотр:

навыка смыслового чтения текста

ФИ________________________________________________класс________________

Мониторинг сформированности у учащихся 3 класса

навыка смыслового чтения текста

ФИ________________________________________________класс________________

Предварительный просмотр:

Результаты мониторинга сформированости УУД смыслового чтения текста

учащихся 3 ____ класса

3 четверть 2016-2017 учебного года

№ п/п

Ф.И. ученика

Техническая сторона

Смысловая сторона

Задание 1.

чтение текста (кол-во слов)

Задание 2.

умение выделять существенную информацию из текста (+,-)

Задание 3.

умение устанавливать причинно-следственные связи (+,-)

Задание 4.

Умение осуществлять анализ и синтез объектов с выделением существенных признаков (+,-)

Задание 5.

умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте (+,-)

Задание 6.

умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать (+,-)

Итого (% от общего):

Правильные ответы:

1. 7 0-80 слов в минуту

2. Рыцари, Жизнь рыцарей и т.п.

3. а+ , б- , в+ , г- , д+

4. темно, сыро и мрачно внутри, согреться можно только у камина

5 . военное состязание рыцарей

6. особенности жизни рыцарей в Средние века

Мониторинг качества чтения и понимания текста по Н.Н.Сметанниковой

Мониторинг (отслеживание) качества чтения всё активнее использу­ется как оценочная деятельность в процессе и по результатам обучения.

Мониторинг осуществляет учитель (преподаватель), самомониторинг проводит сам обучающийся. Другими словами, проведение мониторин­га является функцией учителя-методолога или методиста чтения.

Мониторинг чтения начинается с создания дескрипторов, где от­правной точкой является перечень умений, с6держашийся в Стан­дартах образования, в частности разделах «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» и «Чтение: работа с инфор­мацией». В них указываются универсальные учебные действия, ко­торые должны быть сформированы у выпускников начальной школы (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также первичные навыки работы с информацией в результате изучения всех без исключения предметов.

Цель и задачи впечатляют.

Пока же приведём более ориентированный на практику набор де­скрипторов, составленный для учителя-методолога чтения, работающего в основной и старшей школе (табл. 1). Его можно также использовать для чтения на иностранном языке в высшей школе.

Работа мониторингового характера должна проводиться на двух типах текстов: художественном и нехудожественном. Количество заданий должно варьироваться в зависимости от возраста читателя и трудности текста. Сами задания группируются по своему назначению.

Первая группа ориентирована на проверку общего понимания со­держания текста, куда относится умение находить информацию, заданную в явном виде, но расположенную в одном или в нескольких предложениях в разных местах текста, а также умение разграничивать факты и вымысел, факты и мнения.

Вторая группа заданий проверяет умение извлекать информацию, заданную в неявном виде, т.е. подтекстовую информацию; называть время или место действия, персонажей текста; определять род занятий, основные качества героя; приводить примеры, подтверждающие проявление характера; делать выводы.

Третья группа - концептуальные вопросы - проверяет умение определять тему, основную мысль текста, идею и проблему, а такжепоследовательность мыслей и деталей; формулировать свои впечатления и объяснять их; подтверждать суждения примерами из текста и личного опыта. Сюда же относится умение восстанавливать информационные лакуны текста.

Четвёртая группа направлена на проверку умения называть тип книги, откуда взят текст, его вид, тип, жанр; называть предметную область и связанные с текстом темы для обсуждения текста в широком контексте. Сюда же относят задания, связанные с языковыми характеристиками текста.

Таблица 1

Дескрипторы для самооценки компетентности в области чтения и интегративных умений

Чтение

1-й этап

- Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею текстов, а также простых коротких описаний, особенно если они содержат иллюстрации- пояснения.

- Понимаю короткие простые информационные тексты путём вычлене­ния в них знакомых названий, слов, терминов, простых основных пред­ложений, иногда отдельных фрагментов текста.

- Понимаю короткую письменную инструкцию, особенно если она содер­жит иллюстрации.

- Узнаю знакомые слова, названия и простые предложения в объявлениях.

- Понимаю короткие простые сообщения, например, в письме (в том числе на цифровом носителе).

- Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, рас­писание, описание товаров и услуг (в том числе на цифровом носителе).

2-й этап

- Понимаю простые информационные тексты средней длины, содержа­щие наиболее употребительную интернациональную лексику.

- Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею простых повество­вательных текстов.

- Понимаю достаточно короткие описания.

- Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, ре­кламные объявления, буклеты, брошюры, меню, расписание, прогноз погоды (в том числе на цифровом носителе).

- Могу найти необходимую информацию в таких видах письменных ма­териалов, как письма, открытки, брошюры, описывающие предметы, места, события, людей (в том числе на цифровом носителе).

- Понимаю короткие письма личного характера (в том числе на цифровом носителе).

- Понимаю стандартные деловые письма, телефаксные и электронные со­общения на знакомые темы (в том числе на цифровом носителе).

- Понимаю инструкции, знаки и объявления, вывешенные в обществен­ных местах - на улицах, железнодорожных станциях, а также на ра­бочем месте.

3-й этап

- Умею свободно читать учебные тексты с разной скоростью и различным образом в соответствии с учебной задачей. Понимаю информационно­описательные учебные тексты.

- Могу найти и понять необходимую мне информацию общего характера в таких материалах, как письма, брошюры и короткие официальные до­кументы (в том числе на цифровом носителе).

- Могу просмотреть один текст средней длины или несколько коротких текстов, чтобы найти конкретный ответ на вопрос, необходимый мне для выполнения определённой учебной задачи (поисковое чтение).

4-й этап

- Понимаю информационно-описательные и повествовательные тексты, а также простые тексты, содержащие точку зрения и систему аргументов по учебной тематике.

- Могу вычленить главное и детали текста.

- Умею достаточно легко читать основные типы учебных текстов с различ­ной скоростью и различным образом в соответствии с учебной задачей.

- Понимаю чётко написанные инструкций.

- Имею базовый словарный запас для чтения.

- Понимаю личную и деловую корреспонденцию, написанную простым языком (в том числе на цифровом носителе).

5-й этап

- Могу достаточно легко и по-разному читать основные типы учебных текстов с различной скоростью в соответствии с необходимостью и по­требностями.

- Имею адекватный словарный запас для чтения несложной художествен­ной и нехудожественной литературы; при возникновении трудностей умею пользоваться словарём (в том числе на цифровом носителе).

- Могу вычленить главное и детали текста в простых научно-популярных статьях по знакомым проблемам.

- Определяю значимость статей по целому ряду тем и могу решить, имеет ли смысл прочесть их более подробно (в том числе на цифровом носителе).

- Понимаю статьи на современные темы, в которых автор занимает опре­делённую позицию или выражает конкретную точку зрения.

- Понимаю инструкции по использованию технических средств.

6-й этап

- Могу достаточно быстро и легко читать все типы учебных текстов и без затруднений понимаю основное содержание.

- Понимаю основные выводы в чётко организованном тексте, в котором отстаивается какая-то точка зрения.

- Понимаю основную логику доказательства в рамках текста, но не все де­тали.

- Понимаю описание событий, чувств и пожеланий в текстах и в личной корреспонденции в объёме, достаточном для того, чтобы переписывать­ся с другом или знакомым.

- Имею адекватный словарный запас для понимания содержания класси­ческих и современных художественных текстов, книг и газетных ста­тей, но при возникновении трудностей умею пользоваться словарём.

- Читаю и понимаю художественную литературу.

- Читаю корреспонденцию, относящуюся к сфере моих интересов, и без затруднений понимаю основное её содержание (в том числе на цифровом носителе).

- Понимаю статьи, лежащие в области моих профессиональных интере­сов, и при необходимости могу воспользоваться словарём.

7-й этап

- Понимаю любую корреспонденцию, иногда прибегая к словарю (в том числе на цифровом носителе).

- Полностью, точно и отчётливо понимаю все детали длинного и сложного текста любого вида, типа, жанра, при условии, что могу повторно про­честь те разделы, которые вызвали затруднения.

8-й этап

- Понимаю и могу интерпретировать письменную речь практически во всех её формах, включая абстрактные, структурно-сложные художе­ственные или нехудожественные тексты, написанные книжным или разговорным языком.

«Мониторинг чтения»

Цель данной стратегии - определение качества чтения.

Ход работы:

Шаг 1. Подберите текст и определите его вид, тип и фрейм.

Шаг 2. Подготовьте задания и распределите их по группам.

Шаг 3. Определите время для выполнения работы, чтения и выполнения заданий.

Шаг 4. Подготовьте оценочную шкалу выполнения задания, вклю­чающую: оценку и классификацию верно выполненных заданий, общее количество баллов, а также ихраспределение по уровням чтения:

98-100 баллов - высокий уровень.

91-97 баллов - высокий средний уровень.

75-90 баллов - средний уровень.

61-74 балла - низкий средний уровень.

51-60 баллов - низкий уровень.

Задания по сложности могут быть базового и продвинутого уровня. Первые имеют коэффициент 1-2, вторые - 3.

Шаг 5. Познакомьте обучающихся с целью работы, требованиями и критериями оценивания.

Предтекстовая информация:

Работа состоит из информационного текста и 16 заданий к нему, ко­торые делятся на 4 группы в зависимости от назначения (Таблица 2).

Таблица 2

Определение заданий в соответствии с выделенными группами

Группа

№ заданий

Общее количество заданий

1,8,16

2,3,4,6, 12

5,7,10,14,15

9, 11,13

Всего: 16 заданий.

Из них:

ВО (выбор ответа): 9 заданий.

КО (краткий, лаконичный ответ): 3 задания.

РО (развёрнутый ответ): 4 задания.

Таблица 3

Направленность заданий

Задания с ВО

Задания с открытым ответом

КО

РО

Извлечение фактической ин­формации, информации в явном виде, факты и мнения.

8, 10, 16

Подтекстовая информация.

5,6,7

Концептуальная информация.

2,11, 12

3,4

Язык, структура текста.

9, 13

Время выполнения работы:

Чтение (при скорости более 120 слов в мин.) - 2 мин.

Выполнение заданий - 40 мин.

Проверка выполнения - Змии.

Оценка заданий:

Верно выполненные задания:

№1,2,5,6,7,9,11,12,13 - 1 балл. Итого: 9 баллов.

№ 3, 4,8,10,14,15,16 - 2 балла. Итого: 14 баллов.

Всего: 23 балла.

Менее 14 баллов - низкий уровень.

14 - 16 баллов - низкий средний уровень.

17-19 баллов - средний уровень.

20 - 21 балла - высокий средний уровень.

22 - 23 балла - высокий уровень.

Трудность работы: выше среднего.

Количество заданий базового уровня: 10,

Количество заданий продвинутого уровня: 6.

ТЕКСТ

Откуда пошло выражение „перейти Рубикон“?

К середине I века до нашей эры римская Республика была обесси­лена восстаниями покорённых провинций и ожесточённой борьбой в самом Риме между различными группами рабовладельцев, которая переходила в кровопролитные гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь - выдающийся политический деятель Римской империи - создал в Риме «союз трёх» - триумвират, состоящий из Цезаря, Помпея и Красса. Правление римскими владениями было разделено между триумвираторами. Цезарь правил Галлией, Помпей - Римом и Испанией, Красс - Сирией.

Галлия занимала пространство от Альп и Рейна до Атлантического океана. Все эти области, а также Северная Италия были населены 1леменами кельтов, которых римляне называли галлами.

Пока Цезарь был в Галлии, погиб Красс. С его смертью триумвират распался. Помпей, оставшийся в Риме, увидел в Цезаре опасного соперника в борьбе за власть и сблизился с его врагами. Подстрекаемый Помпеем, сенат потребовал, чтобы Цезарь распустил армию и прие­хал в Рим для отчёта. Цезарь отказался выполнить это требование и в 49 году до нашей эры двинул свои войска на Рим.

У пограничной реки Рубикон он остановился, обдумывая положение. Перейти с войсками через границу значило объявить войну Республике. Он приказал воинам идти вперёд. Со словами: «Вперёд... Жребий брошен, Рубикон перейдён!» Цезарь начал междоусобную войну. Она увенчалась установлением его диктатуры в Римской империи.

Вопросы и задания к тексту «Откуда пошло выражение „перейти Рубикон“?»

1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста:

Гай Юлий Цезарь -

а)выдающийся финансист;

б)правитель Рима и Испании;

в)выдающийся политический деятель;

г)руководитель восстания рабов.

2. Когда была установлена диктатура в Римской империи?

а)в середине I века до н.э.;

б)в 49 году н.э.;

в)в 49 году до н.э.;

г)в I веке н.э.

3. Где Гай Юлий Цезарь принял решение об объявлении войны Рим­ской империи? В каком состоянии он находился в этот момент? Дайте развёрнутый ответ.

4. «Помпей, оставшийся в Риме, увидел в Цезаре опасного соперни­ка…». Почему? Что в тексте помогает в ваших рассуждениях?

5. О чём главным образом рассказывается в тексте?

а)о создании триумвирата;

б)о нравах Римской империи;

в)о начале междоусобной войны;

г)о том, как Цезарь шёл к власти.

6. Цезарь сказал: «...жребий брошен», потому что:

а)он его уронил;

б)принял решение;

в)отступать было некуда;

г)медлить было нельзя.

7. Какова главная мысль текста?

а)объяснить происхождение выражения «перейти Рубикон»;

б)показать, к чему может привести недоверие;

в)раскрыть значение слова «диктатура»;

г)показать роль Цезаря в истории.

8. Напишите, каким словосочетанием из текста автор характе­ризует Цезаря.

9. В какой из сборников надо поместить этот текст?

а)сборник исторических рассказов для детей;

б)легенды и мифы Древней Греции;

в)сборник научных статей;

г)рассказы из серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»).

10. Значение какого слова объясняется в тексте?

а)триумвират;

б)сенат;

в)диктатура.

Обоснуйте свою точку зрения.

11. Восстановите последовательность, в которой встречаются следующие предложения:

А) ...римская Республика была обессилена...

Б) она увенчалась установлением...диктатуры...

В) Цезарь...двинул свои войска на Рим.

Г) правление римскими владениями было разделено...

Д) Цезарь распустил армию и приехал в Рим для отчёта.

а)А, Б, Г, В, Д.

б)А,Г,Д,В,Б.

в)В, Г, А, Б, Д.

г)Г, А, Д, Б, В.

12. Что означает выражение «перейти Рубикон»?

а)переправиться через реку;

б)объявить войну;

в)идти вперёд;

г)принять решение.

13. «Перейти Рубикон» - это:

а) скороговорка;

б) пословица;

в) крылатое выражение;

г) олицетворение.

14. Приходилось ли тебе «переходить Рубикон»? Напиши об этом в 4-5 предложениях.

15. Знаешь ли ты другие крылатые выражения? Приведи 1-2 примера, объясни их значение.

16. Гай Юлий Цезарь пожелал править единолично и погубил римскую Республику. Справедливо ли это мнение? Дай краткий ответ и объясни его.

Таблица 4

Принципы оценивания качества выполнения заданий к тексту

«Откуда пошло выражение «перейти Рубикон»?»

вопроса

Ответ

Принципы оценивания

Верный ответ - «в».

Верный ответ - 1 балл.

Верный ответ - «в».

Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов.

Верный ответ - 1 балл.

Цезарь принял решение об объявлении войны на берегу пограничной реки Рубикон.

В момент принятия решения он колебался, тщательно обдумы­вая его. «У пограничной реки Рубикон он остановился, обду­мывая положение...»

Отсутствие ответа, неверно указано ме­сто - 0 баллов.

Дан ответ только на один из пунктов во­проса (указано только место принятия решения или описано состояние Цезаря); только на один из пунктов вопроса дан правильный ответ - 1 балл. Дан верный ответ на оба пункта вопроса - 2 балла.

Со смертью Красса неизбежно встал вопрос о переделе терри­торий. Цезарь как выдающийся политический деятель и полко­водец представлял для Помпея опасность. Это подтверждается следующими выражениями: Гай Юлий Цезарь - выда­ющийся политический деятель; создал в Риме триумвират.

Отсутствие ответа, неверно указаны причины опасений Помпея - 0 баллов. Верное объяснение не подтверждается примерами из текста, объяснение явля­ется неполным или же приведены не все примеры из текста - 1 балл.

Даны верные ответы на оба вопроса -

2 балла.

Верный ответ - «г».

Отсутствие ответа, неверный ответ ~ 0 баллов.

Верный ответ - 1 балл.

Верный ответ - «б».

Отсутствие ответа, неверный ответ -- 0 баллов.

Верный ответ ~ 1 балл.

Верный ответ - «а».

Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов.

Верный ответ - 1 балл.

Выдающийся политический деятель Римской империи.

Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов.

Верный ответ - 1 балл.

Верный ответ - «а».

Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов.

Верный ответ - 1 балл.

Верный ответ - «а». Триумвират - «союз трёх», со­стоящий из Цезаря, Помпея и Красса.

Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов.

Верный ответ с отсутствием обоснова­ния - 1 балл.

Верный ответ и верное обоснование - 2 балла.

Верный ответ - «б».

Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов.

Верный ответ - 1 балл.

Верный ответ - «г».

Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов.

Верный ответ - 1 балл.

Верный ответ - « в ».

Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов.

Верный ответ - 1 балл.

Данный вопрос предполагает ответ в нескольких развёрну­тых предложениях, описыва­ющих личный опыт ребёнка в ситуации принятия сложного решения.

Отсутствие ответа, неверный ответ - 0 баллов.

Неразвёрнутый ответ - 1 балл. Развёрнутый ответ - 2 балла.

Данный вопрос предполагает ответ в нескольких предложе­ниях.

Отсутствие ответа, неверный ответ, не­верное объяснение крылатых выраже­ний - 0 баллов.

Приводится 1-2 крылатых выражения без объяснения их значения - 1 балл. Приводится 1-2 крылатых выражения с верным объяснением их значения -

2 балла.

Верный ответ «Нет». Это мне­ние несправедливо, так как решение Цезаря идти на Рим было вынужденным.

Отсутствие ответа, неверный ответ -

0 баллов.

Верный ответ без объяснения - 1 балл. Верный ответ с объяснением - 2 балла.

Портфель педагога-читателя по Н.Н.Сметанниковой

Технология « Portfolio » («Портфель»), как было сказано выше, относится к группе аутентичной оценочной деятельности. В соответ­ствии с поставленной целью сбора и презентации информации «Порт­фель» может быть преимущественно рабочим, отчётным и рефлексив­ным. В нашем случае педагоги-читатели собирают «Портфель-отчёт». Целью документа является подтверждение усвоения и присвоения стратегий работы с текстом.

План сбора «Портфеля» следующий:

1. Портрет педагога-читателя

1) Информация о себе в свободной форме и формате (текст, фото­графии). В разделе I данного пособия вы определили свой педагогиче­ский и учебный стиль. Помогло ли это вам в работе группы?

2) Потребность в выборе семинара, её осознанность.

3) Мои ожидания и планируемый результат (Что я ожидаю от се­минара? Чему планирую научиться?). Портрет собирается на первых занятиях семинара. Затем информация добавляется.

2. Коллектор

Сюда собирается материал, полученный извне. Артефактами могут быть тексты и планы работы, библиография и отрывки из изучаемой литературы.

3. Рабочие материалы

В данный раздел собираются материалы, апробированные в прак­тике преподавания.

4. Достижения

В данный раздел попадает один урок с использованием стратегий, который преподаватель считает успешным. Сюда относится текст, во­просы и задания, ход работы, работы учащихся.

5. Рефлексия

Для оценки своей работы преподавателю предлагается ответить на три вопроса:

1) Что я знаю , чего не знал раньше?

2) Что я умею делать , чего не умел ранее?

3) Что я теперь делаю , чего ранее не делал?

Для оценки качества проделанной работы преподавателю предла­гается ответить на три вопроса и написать синквейн.

1) Отвечали ли занятия вашим ожиданиям?

2) Какова ваша оценка занятий: 5, 4, 3, 2.

3) Каковы ваши пожелания?

Синквейн

1) Семинар « Стратегии чтения »

(два прилагательных)

3) _____________________________

(три глагола)

4) ____________________________

(предложение из 4 слов)

5) _________________________

(отношение к семинару)

Диагностика «Компетенции чтения»

Какой я читатель?

Умение оценивать себя как читателя - первый шаг к читательско­му росту. Сегодня существует множество методов и приёмов оценки, и анкетирование - одно из них. Рассмотрим ниже три документа. Вот первый.

Анкета читателя

Меня зовут (ФИО) _____________________________________________________________

Ребёнком я был (а)____________________________________________________ читателем

(прилагательное)

Я любил (а) __________________________________________________________________

(что делать с книгой?)

Сейчас я назвал(а) бы себя_____________________________________________ читателем

(3 прилагательных)

У меня есть 3 дорогие мне книги. Это:

2 . ___________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________

Сегодня я читаю_______________________________________________________________

В ближайшее время я планирую прочесть__________________________________________

Заполняя эту анкету, читатели сравнивают себя сегодняшнего и вчерашнего, вспоминают любимые книги детства, юности, зрелой жизни. Здесь очень важны две последние строчки. В них заключено ожидание того, что отвечающий является человеком читающим, имеет устойчивую потребность в чтении, связывает свой досуг с чтением, и у него (неё) есть намеченный список книг для чтения.

Среди дорогих и читаемых книг учителя чаще всего называют кни­ги А. Гайдара («Тимур и его команда», «Голубая чашка»), «Синюю птицу» М. Метерлинка, «Двух капитанов» В. Каверина, рассказы и пьесы А. Чехова, рассказы М. Зощенко, стихи К. Чуковского, произ­ведения В. Быкова, В. Аксёнова, К. Булычёва, А. Дюма, Д. Оруэлла, С. Моэма. Среди современных писателей популярными считаются: Б. Акунин, Д. Рубина, П. Санаев, П. Коэльо, X. Мураками, Д. Пеннак, Е. Вильмонт, Т. Устинова, П. Дашкова, Е. Гришковец.

Учителя также отмечают произведения, связанные с воспитанием и жизнью в школе (Е. Ямбург «Педагогический декамерон», П. Са­наев «Похороните меня за плинтусом», А. Иванов «Географ пропил глобус» и др.). В запланированном чтении, как правило, упоминают­ся новинки книжного рынка. Обсуждение читаемых книг помогает составить новый список книг для чтения.

Второй документ - анкета читательских предпочтений.

Анкета читательских предпочтений

1. Категория читателя:

- Читаю книги постоянно (01).

- Читаю две и больше книг в месяц (02).

- Читаю 1-2 книги в полгода (03).

- Не удаётся читать (04).

2. Социальный статус:

- Пол.

- Возраст.

- Образование.

- Род занятий.

- Место жительства.

- Количество книг в домашней библиотеке.

3. Какие из прочитанных в этом году книг вам понравились больше всего?

- Детективы.

- Фантастика, приключения.

- Зарубежная классика.

- Современная отечественная художественная литература.

- Современная зарубежная художественная литература.

- Исторические романы.

- Русская классика.

- Книги русского зарубежья.

- Поэзия.

- Философия.

- Профессиональная литература.

- Садоводство, кулинария.

- Справочники, словари.

- Мемуары.

- Научно-популярная литература.

- Женский роман.

4. Назовите 4-5 авторов понравившихся книг.

2

3

4

А

Беглое и гибкое чтение про себя текстов из раз­ных источников с полным пони­манием.

Достаточно бе­глое и гибкое чтение текстов своего уровня из разных источни­ков с хорошимпониманием.

Самостоятельное беглое и гибкое чтение текстов своего уровня из разных источни­ков с хорошим пониманием за­труднено.

Угадывание зна­чений слов, непо­нимание текста при трудностях техники чтения в случае самосто­ятельного чтения текстов своего уровня.

Б

Точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий его основную мысль и основные поло­жения, важные детали, представ - ленные в тексте и подтексте, вы­движение обо­снованных гипо­тез о содержании текста.

Достаточно точ­ный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль, почти все основ­ные положения и детали, изложен­ные в тексте, не­которые детали подтекста; воз­можна контек­стуальная до­гадка.

Пересказ, вклю­чающий некоторые положения текста и детали, изложенные в тексте, но нет ло­гической схемы изложения от общего, важно­го, к частному, возможно отры­вочное понима­ние подтекста; контекстуальная догадка, уга­дывание и фан­тазирование.

Воспроизведение отдельных поло­жений текста без их организации, без разделения на основное и второстепенное, без понимания подтекста; кон­текстуальная до­гадка подменяет­ся угадыванием и фантазирова­нием.

В

Ясное и уверен­ное разделение фактов и мне­ний, реальности и фантазий.

Разделение фак­тов и мнений, реальности и фантазий.

Трудности при разделении фак­тов и мнений.

Нет разделения между фактами и мнениями.

Г

Беглое выразитель­ное, чёткое, фонетически и коммуникативно-грамотное чтение вслух.

Беглое, фо­нетически и коммуника­тивно-близкое к грамотному, чтение вслух.

Медленное чте­ние, с коммуни­кативными ошибками, которые иногда исправляются самостоятельно с нескольких по­пыток.

Медленное чтение вслух с большим коли­чеством ошибок, которые не ис­правляются са­мостоятельно.

Д

Самостоятель­ный поиск информации в различных ис­точниках по­исковое чтение для извлечения информации.

В большинстве случаев осущест­вляется поиск информации с помощью чте­ния.

Может осущест­вляться поиск с посторонней по­мощью, требует­ся напоминать о том, что скорость и виды чтения меняются в за­висимости от его цели.

Не умеет рабо­тать с разнообраз­ными источника­ми информации, не знает, какую информацию и как извлекать, не умеет читать по-разному в зависи­мости от разных целей чтения.

Е

Увлечённый чи­татель, который предпочитает проводить сво­бодное время за чтением.

Читает при необ­ходимости, ино­гда для себя в свободное время.

Читает, когда «надо», для себя в свободное вре­мя не читает.

Плохо читает про себя, избегает чтения.

Педагоги анализируют своё качество чтения по следующим пара­метрам: чтение про себя (А), пересказ и интерпретация (Б), разделе­ние фактов и мнений (В), чтение вслух (Г), поисковое чтение и инфор­мационная грамотность (Д), качества читателя (Е).

Составив карту качества своего чтения (например, А1, В2, ВЗ, Г1, Д2, Е1), читатель знакомится с различными уровнями чтения и пони­мает, что является хорошим читателем, если достиг высшего и сред­него уровней.

1

2

3

4

Высший уровень

Средний уровень

Низкий уровень

В дальнейшем учителя могут использовать эту таблицу для на­блюдения за качеством чтения своих учащихся. Материалы впослед­ствии включаются в первый раздел «Портрет» Рабочего Портфеля (Portfolio ).

Мы разделяем точку зрения Джона Дьюи, что рефлексивная запись важных положений является «сердцем» интеллектуальной организа­ции и дисциплины ума. Поэтому в «Школе педагогического мастер­ства» педагоги собирают свой «Портфель-отчёт», который включает пять разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Мои достижения», «Рефлексия и планы».

Раздел «Портрет» - это своего рода визитная карточка автора, ко­торый предстаёт перед нами и как читатель, и как педагог. В разделе «Коллектор» собираются материалы, получаемые извне. Работа над тем или иным заданием размещается в разделе «Рабочие материалы». Лучшие работы войдут в раздел «Мои достижения». Туда же попадут и работы учащихся.

«Портфель», по мнению П.Я. Гальперина, становится для педагога «материализованной формой процесса усвоения», протоколом, лето­писью, дневником обучения, его оценкой собственной деятельности и профессиональной подготовки, апробацией извлеченного материала в реальном учебном процессе или другой социальной практике.

От удаления лишних слов до анализа настроения автора.

Вот небольшая подборка полезных сервисов, которые пригодятся любому человеку, время от времени пишущему связные тексты на русском языке. Они помогут ускорить процесс редактирования и улучшить его итоговый результат.

1. Типограф Лебедева


Этот сервис обрабатывает текст так, чтобы он хорошо смотрелся внутри HTML-кода или верстки. А именно:

  • Меняет английские кавычки на русские;
  • При необходимости заменяет дефис на тире;
  • Соединяет неразрывным пробелом слова с предлогами и союзами, чтобы не было некрасивых переносов.

Подробнее о типографике можно почитать 62-ом параграфе Ководства . Если ваша деятельность каким-то образом связана с наполнением контентом/дизайном сайтов, то настоятельно рекомендую как следует присмотреться к этой книге

2. Главред


Известный копирайтер Максим Ильяхов несколько лет назад создал собственную школу, где учит людей писать в так называемом «инфостиле» - максимально доходчиво и без лишней воды. Для того, чтобы человек мог узнать какие именно слова в его тексте не несут смысловой нагрузки, был разработан этот онлайн-сервис. Он находит газетные штампы, балластовые прилагательные, притяжательные местоимения, модальные глаголы и прочие элементы, избыток которых утомляет читателя.

Максим Ильяхов требует доводить свои работы до оценки не ниже 7 по шкале Главреда. Если она больше 9, то текст может получиться сухим и жестким. Иногда проверяю свои тексты, и, как правило, 6,5 – 7 баллов набирается еще до правок. Но основные проблемы, показанные на скриншоте, кочуют из статьи к статье и портят впечатление от текста. Надеюсь избавиться от них в ближайшее время.

3. Подбор синонимов

Если вы ответственный и трудолюбивый человек, то наверняка стараетесь избегать тавтологии. Этот сервис поможет подобрать похожие по смыслу слова и придать тексту чуть больше художественной выразительности.

4. Счетчик символов

5. Подбор рифм

Не знаю сколько среди читателей сайт поэтов, но без этого сайта подборка была бы неполной. Если у вас есть маленькие дети, то с его помощью можно играть с ними в игру «Сочини стишок», чтоб развивать у них языковые навыки.

6. Грамота.ру

Здесь собраны все действующие на данный момент правила русского языка, учебные пособия, онлайн-упражнения для повышения своего уровня грамотности, а на форуме сидят знатоки, у которых можно проконсультироваться в трудной ситуации. Еще тут можно проверить как пишется то или иное слово.

7. Проверка читаемости текста

Этот сервис оценивает читаемость текста по нескольким шкалам (в скобках даны приблизительные пояснения, точные формулы для расчета индексов вы легко найдете сами, если интересно):

  • Индекс удобочитаемости Флеша (рассчитывается по соотношению число слов к числу предложений и числу слогов к числу слов);
  • Индекс Колмана – Лиау (рассчитывается по соотношения числу слов к числу предложений и числу букв к числу слов);
  • Индекс Dale–Chall (учитывает сложность слов);
  • Автоматический индекс удобочитаемости (учитывает соотношение числа букв в тексте к числу слов);
  • Индекс SMOG (учитывает число слов длиннее трех слогов)

В результате выносится вердикт для какой возрастной группы будет понятен проверяемый текст. Опусы IT-журналистов обычно определяются предназначенными для людей 15-16 лет. Это не очень хорошо, так как великолепные тексты проверенных мной русских классиков сайт признает годными для детей 9-11 лет.

8. Поиск повторов слов


Здесь можно проверить соблюдается ли в тексте закон Ципфа. Очень грубо и приблизительно поясню, что это значит.
Для каждого слова в языке рассчитывается его частота употребления. Условно : для предлога «в» она равна 3, для слова «однажды» 1000, а для «васильковый» 10000. Если слово в тексте встречается намного чаще, чем это положено ему по рангу популярности, то наблюдается несоблюдение закона, которое снижает качество восприятия текста.
После проверки текста будет отображен список из 20 самых популярных слов и рекомендации по оптимальному количеству повторов для каждого слова, которое бы соответствовало закону Ципфа.

9. Анализ настроения автора текста

Это забавный сервис с дизайном, хранящим светлую память ранних двухтысячных, который находит в тексте слова, соответсвующие определенным эмоциями и выдает предположения о душевном состоянии того, кто его написал.. Если у кого-то получится позитивный результат, отпишитесь о нем пожалуйста.

10. Сравнение двух текстов

И напоследок сайт, на котором можно найти отличия между двумя текстами. Да, такая возможность есть в большинстве текстовых редакторов, но иногда бывает удобно делать это именно онлайн.