Уважение к мудрецам торы.  Уважение - афоризмы, крылатые выражения, фразы, высказывания “Уважение есть дань, воздаваемая превосходству”

Тот, кто присутствует на уроке Торы, где учат о том, что он уже слышал, пусть не говорит: «Это мы уже слышали!», - а промолчит и продолжит слушать

Принцип заповеди

1. Уважение к мудрецам Торы - это повелительная заповедь Торы, и великий грех высмеивать их или ненавидеть, и из-за этого греха был разрушен Йерушалаим. Поэтому тот, кто видит мудреца, который неопрятен, должен отнестись к нему с таким же почтением.

2. Тот, кто проявляет уважение к мудрецам Торы, приобретает трепет перед Небесами и удостаивается того, что его сыновья и мужья его дочерей тоже будут мудрецами. И это действительно даже в том случае, если сам он не достоин подобного.

Принимающий у себя в гостях мудреца Торы и пытающийся принести ему пользу с своего имущества похож на приносящего благодарственную жертву, а устраиваемая для мудреца трапеза считается заповеданной.

3. Разговаривать с мудрецом следует спокойным, уважительным тоном. И правильнее было бы обращаться к нему на «Вы».

4. Тот, кто присутствует на уроке Торы, где учат о том, что он уже слышал, пусть не говорит: «Это мы уже слышали!», - а промолчит и продолжит слушать.

Так же, если человек куда-то спешит, ему не следует делать знаки преподавателю, что-бы тот поскорее заканчивал, а пусть выйдет сам, проявив уважение.

Обязанность вставать

5. Вставать перед мудрецом Торы - это тоже повелительная заповедь, даже в том случае, если мудрец еще молод. Старца же следует уважать и почитать больше, чем ко-го-либо.

Некоторые пишут, что человек обязан вставать и продолжать стоять каждый раз, когда мудрец проходит рядом с ним в близо-сти четырех локтей, и даже если это случается несколько раз в день, за исключением случая, когда он сам в это время не занимается Торой. В ашкеназской общине считается достаточным делать это два раза в день. Мудрецу не стоит создавать неудобства о-щине. Поэтому ему вменяется в заслугу, если он старается не проходить рядом с людьми.

6. Двое мудрецов Торы, которые учатся вместе, обязаны так же вставать друг перед другом, или, по крайней мере, проявить знаки уважения. Некоторые пишут, что каждый раз, когда это представляется возможным, из-за уважения к Торе правильнее все же вставать.

7. Некоторые считают, что обязанность вставать перед мудрецом действует также и в отношении женщины, сведущей в Торе, и, возможно, что это также является заповедью из Торы. И также перед женой мудреца, по мнению некоторых алахических авторитетов, есть обязанность из Торы вставать, так как она имеет тот же статус, что и мудрец. Другие же считают, что эта обязанность - постановление мудрецов, или же, по некоторым мнениям, лишь правило поведения для благочестивого человека.

8. Вставать следует только в том случае, если мудрец оказался в радиусе четырех локтей от сидящего, и нельзя вставать раньше, чтобы было ясно видно, что человек встает именно из-за этого.

Так же, из уважения к мудрецам Торы, следует вставать и при виде мудреца, заходящего в помещение. И даже если он не собирается приближаться к сидящему.

9. Когда мудрец подходит к человеку и тот встает, он должен продолжать стоять, пока мудрец не сядет на свое место.

Если же мудрец не собирается садится, например, если он дает урок или стоя молится, то стоящий может сесть.

Примечание: Перед слепым мудрецом так же следует встать, несмотря на то, что мудрец об этом не узнает.

Как надо вставать

10. Вставать перед мудрецом Торы следует так, чтобы было ясно, что он встает именно из уважения к нему. Поэтому, если в этот самый момент встающему понадобилось взять книгу или завязать шнурок и он сделал это, есть сомнение, выполнил ли он этим заповедь почитания мудреца. Поэтому после того, как он встанет, ему следует сесть обратно, и только после этого сделать то, что он хотел.

Так же и в случае, если человек собирался уйти: ему следует сначала сесть и только потом идти.

11. Некоторые считают, что встать следует во весь рост, не опираясь ни на какие предметы. Есть, однако, те, кто разрешает опереться, и поэтому старый или слабый человек может положиться на это мнение.

Кто должен и кто не должен вставать

12. Тот, кто занимается Торой, также обязан вставать перед мудрецом. Однако если это помешает его учебе, то не должен. Тот, кто сидит и держит свиток Торы, должен оставаться сидеть, даже если он сам захотел встать. Это же правило относится и к тому, кто держит в руках Хумаш.

Есть те, кто считает, что жених в течении семи дней после свадьбы не обязан вставать перед мудрецом, так как жених уподобляется царю.

13. Во время утренней молитвы, если человек читает «Псукей де-Зимра», он обязан встать перед мудрецом. Мнения алахических авторитетов разделились по вопросу, нужно ли вставать при чтении «Шма» и связанных с ним благословений.

Если же человек сидит, облачившись в талит и тфилин, и просто читает Псалмы, он, несомненно, обязан встать перед проходящим перед ним мудрецом или старцем.

14. Человек, занятый каким-либо делом, не обязан прерывать свое занятие и вставать, но проявить какой-то знак уважения он все же должен.

15. В бане или туалете нет обязанности вставать перед мудрецом. Но в предбаннике эта обязанность остается.

Есть, однако, те, кто считает, что обязанность лежит только на том, кто сидит в одежде.

16. Больной или скорбящий (Б-же упаси) не обязаны вставать перед мудрецом. Если же они сами захотели встать, некоторые считают, что это их право. В любом случае, для них было бы правильно немного приподняться с места в знак уважения.

В отношении слепого разделилась мнения, должен ли он вставать перед мудрецом, который не является его основным учителем.

Поддержка мудрецов

17. Повелительная заповедь из Торы - помогать мудрецам, занимающимися Торой. И это включает в себя помощь раввинам общин и постановляющим алаху, чтобы смогли они изучать Тору Вс-вышнего, обучать ей других и утверждать законы, и это лучшее исполнение заповеди «Цдака».

И особая обязанность состоит в том, чтобы радовать их в дни Праздников, когда на них ложится груз алахических вопросов, связанных с Праздниками.

18. По некоторым мнениям, даже тому, кто не может сам учить Тору, но помогает мудрецам Торы, чтобы они ее учили, засчитывается, как будто он сам изучает Тору.

Однако тот, у кого есть возможность учиться, но он довольствуется лишь тем, что поддерживает мудрецов, не исполняет этим заповедь изучения Торы.

19. И заповедь поддержки изучающих Тору предпочтительнее, чем заповедь написания Свитка Торы, и поэтому можно продавать Свитки Торы или даже синагоги, ради того, чтобы оплатить содержание мудрецов Торы.

И важно, что ради заповеди изучения Торы можно тратить больше пятой части своего имущества.

20. Велика награда того, кто поддерживает мудрецов в Земле Израиля, и этим он также исполняет заповедь заселения земли Израиля, потому что главная цель заповеди - чтобы изучалась Тора и заповеди на Святой Земле.

Правильнее, однако, потратить средства на поддержку изучающих Тору, чем на переезд в Землю Израиля.

21. Особенной заслугой является полное обеспечение мудреца всем, что ему требуется. Есть, однако, те, кто доказывает, что поддержка ешивы из десяти человек не менее предпочтительна, даже если каждый из них получит понемногу.

22. Человек, с которым произошло чудо, отделит цдаку, насколько сможет, раздаст ее изучающим Тору, и произнесет: «Вот я даю эту цдаку. И да будет Воля Вс-вышнего, чтобы засчиталась она мне вместо благодарственной жертвы, которую я должен был бы дать во времена Храма».

Почитание учителя и наставника

23. Обязан человек почитать своего учителя и трепетать перед ним, настолько, чтобы был «трепет перед учителем, как трепет перед Небесами». И это включает в себя обязанность вставать перед ним, говорить с ним в уважительной манере, не сидеть на его месте и не препираться с ним.

В данном случае речь идет о том учителе, у которого он приобрёл большую часть своих знаний, даже если это преподаватель, который получает денежное вознаграждение за свои услуги.

24. Нельзя ученику звать учителя по имени, ни при его жизни, ни после смерти, как в его присутствии, так и не перед ним. Разрешено, однако, произносить его имя, добавляя перед этим уважительное «рав», «ребе» и так далее.

Есть, однако, те, кто считает, что добавлять слово «рав» можно только не в его присутствии.

25. Ученик, встретивший своего учителя, должен спросить о его благополучии, но не так как спрашивают любого другого человека, а спросить с достоинством и уважением: «Мир Вам, учитель», а есть те, которые говорят: «… учитель и наставник».

Есть так же те, кто считает, что ученик не обязан специально подходить к учителю, если тот его не видит. Не приходят перед утренней молитвой, для того, чтобы поприветствовать Учителя.

26. Всегда пропускают учителя вперед, когда входят в помещение, в котором висит мезуза. И это касается также синагог и домов учения, даже если мезуза в них не висит.

Есть так же те, кто считает, что обязанность пропускать учителя перед собой есть не только при входе в помещение, но и при выходе.

27. Если учителя сопровождают два ученика, то более старший должен идти справа от учителя, младший - слева, а учитель будет идти посередине. Если же учитель идет с одним учеником, то ученик не должен идти правее учителя. Есть те, кто разрешает идти справа от учителя, слегка поодаль.

28. Обязан человек вставать перед своим учителем, сразу, как только увидит его, даже издалека, и не сядет, пока видит его или пока учитель не сядет на свое место.

Некоторые считают, что если учителя вызвали к Торе, то ученик должен стоять все то время, пока учитель находится у бимы.

29. Тот, кто заходит к своему учителю, не сядет, пока учитель сам не попросит его сесть. И не встанет, пока тот не скажет встать или пока ученик не попросит у него разрешения. Когда же он будет выходить, то должен смотреть в сторону учителя.

Если учитель прощает и не требует такого трепетного отношения к себе - ученик может садиться и вставать с места по своему желанию, и нет тогда обязанности у него вставать перед учителем. Но все же стоит оказать ему уважение и слегка привставать, когда учитель проходит рядом.

30. Сидеть перед учителем следует с уважением, как перед царем, и не следует сидеть в развалку или лежать в его присутствии, если только учитель не дал ему на это разрешение, а всем присутствующим об этом разрешении известно.

31. Обязан ученик трепетать перед своим учителем, поэтому не сядет он на место учителя и не станет подкреплять его слова в его присутствии или отрицать его слова, даже не в его присутствии.

Если же ученик видит, что учитель нарушает слова Торы, должен сказать ему с уважением: «Так учил нас учитель…»

32. Не задают учителю вопрос сразу, как только он зашел в дом учения, и не спрашивают два ученика одновременно. Также следует спрашивать только из того, что изучается учителем в данный момент и не задают по одной теме больше трех вопросов.

Если ученик сомневается, сведущ ли учитель в данной теме, пусть не спрашивает его.

33. Нельзя заходить с учителем в баню, если только он не нуждается в помощи ученика. Если же ученик уже был внутри, и учитель зашел, то ученик не обязан выходить.

Там, где принято ходить в плавках - например на море или в бассейне, ученик может приходить с учителем. Ни в коем случае нельзя плавать перед учителем.

34. Нельзя молиться, стоя перед учителем или сбоку от него, и, тем более, за ним, чтобы, не дай Б-г, не казалось, что ученик поклоняется учителю. Но если ученик стоит на расстоянии более четырех локтей от учителя, то можно.

Есть те, кто считает, что во время общественной молитвы разрешено молиться сбоку от учителя.

35. Разрешено одевать тфиллин в присутствии учителя, но не снимать его, кроме случая, когда он сможет снять головной тфилин, не снимая головного убора.

Запрет спорить с учителем

36. Опровергающий мнение учителя подобен оспаривающему Славу Вс-вышнего. И запрещено ученику постановлять закон в присутствии учителя, если только тот сам не повелел ему этого.

Так же, если ученик упоминает в присутствии учителя то, что когда-то от него слышал, скажет: «Так учил нас учитель».

37. Запрещено ученику начинать преподавать, брать себе учеников и постановлять алаху, не испросив на это разрешение у своего учителя. Есть, однако, те, кто считает, что это запрещено лишь в том случае, когда ученик собирается сам устанавливать алаху.

38. Если учитель постановил, что в каком-либо законе Торы можно облегчать, то запрещено ученику устрожать в нем в его присутствии, даже если его намерения во Имя Небес, если только у него нет прямых доказательств и подтверждений, что закон в этом случае будет другой.

На практике же, не следует спорить с учителем, даже если у ученика есть прямые доказательства правильности противоположного мнения, кроме случая, когда ученик «познал много мудрости и стал наравне со своим учителем».

39. Разрешено ученику в уважительной форме напомнить учителю строчку из Гемары или Торы, которую он забыл, потому что «забывчивость касается всех».

Но, опять же, нельзя ни в коем случае этого делать для того, чтобы состязаться с ним в лучшем знании книг.

40. Тот, кто обидел своего учителя или чем-то его задел, обязан просить у него прощения даже сто раз, пока тот не простит. И закон этот касается любого мудреца Торы и каждого преподавателя Торы, и не только того, от которого он получил основную часть своих знаний, но и того, от которого лишь слышал какие-то слова Торы.

41. В некоторых местах есть традиция назначать в Пурим «пуримского ребе», который олицетворяет собой собирательный образ-пародию на главу ешивы и других преподавателей. При этом он в игривой форме, ради смеха и забавы, обыгрывает их личные качества и свойственное им поведение. Это совершенно неприемлемая традиция, которую необходимо искоренить, и это не «заповеданная радость», а не что иное, как «сборище насмешников» ради издевательств и высмеивания.

Обязанность предстать перед Учителем

42. Обязан человек навещать своего учителя в дни Трех Праздников: Песаха, Швуота и Суккота. И эта обязанность выполняется также и в дни Холь а-Моэд.

По некоторым мнениям, эту обязанность можно исполнить также в течение семи дней после Швуота.

43. Есть, однако, те, кто считает, что в наше время нет обязанности навещать учителя, тем не менее, согласно мнению многих алахических авторитетов, в наше время эта обязанность даже усилилась.

Существует также вопрос, можно ли исполнить эту обязанность звонком по телефону перед Праздником или после него.

44. Обязанность женщины, в этом случае, такая же, как и у мужчины. И если у нее есть свой учитель, одна должна идти к нему. В любом случае, замужняя женщина может пойти, только если согласен ее муж.

45. Заповедано человеку оставаться дома в Праздники и радовать жену и детей. Есть, однако, те, кто считает правильной укрепившуюся традицию оставлять домочадцев даже на несколько дней ради того, чтобы предстать перед своим учителем.

46. Если учитель живет в Земле Израиля, а ученик - вне Земли Израиля, или наоборот, то не ясно, есть ли в этом случае обязанность навещать учителя также и во второй Йом Тов, или она касается только первого Йом Това, который считается праздничным во всем мире.

Почитание после смерти

47. Обязан человек проявлять уважение к своему учителю даже после его смерти. Поэтому, если учитель, не дай Б-г, умер, то ученик должен разорвать свои одежды, как оговорено в этом случае законом, и не имеет он права зашивать разрыв. Он становится обязан и в некоторых других законах, относящихся к скорбящим.

Тот, кто упоминает своего учителя в течение двенадцати месяцев с момента его смерти, должен добавлять: «И я - искупление его покоя».

Из журнала «Мир Торы»

Под уважением мы понимаем почтительное отношение к человеку, основанное на признании его достоинств.

В разделе “Мудрецы об уважении” сайта “Вся мудрость!” собраны изречения, афоризмы, высказывания, выражения мудрецов, мыслителей, философов, писателей, поэтов, великих, известных людей об уважении, о презрении.

Ждем Вас и на других страницах сайта “Вся мудрость!” . Читайте также разделы “Золотой фонд мудрости” , “В двух словах” , “Мудрости семи мудрецов” , “Библейские мудрости” .

———————————————————————————————————————

“Что прилично, то достойно уважения, а что достойно уважения, то всегда прилично.”

Цицерон

“Прежде всего не теряй самоуважения!”

Пифагор

“Никогда не вступай в дружбу с человеком, которого ты не можешь уважать.”

Ч. Дарвин

“Нет для меня уважения дороже, чем уважение человека, которого сам больше всех по заслугам уважаю.”

Апулей

“Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием.”

Конфуций

“Уважение других дает повод к уважению самого себя.”
Р. Декарт

“От уважения до презрения один шаг.”

“МудМыс”

“Человек редко может заставить любить себя, но заставить уважать себя может всегда.”

Б. Фонтенель

“Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали.”

Б. Грасиан-и-Моралес

“Кто уважает себя - внушает почтение другим.”

Вовенарг

“Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.”

Б. Паскаль

“Истинная неучтивость - это неуважение к чужому богу.”

М. Твен

“Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя.”

Ф. Достоевский

“Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.”

Р. Эмерсон

Уважение современников предпочтительнее восхищения потомков.”

Буаст

“Порядочному человеку не подобает гнаться за всеобщим уважением: пусть оно придет к нему само собою и, так сказать, помимо его воли.”

Н. Шамфор

“Сознательное уважение всегда прочнее увлечения.”

Д. Писарев

“Не всегда пышная шляпа покрывает достойную уважения голову.”

Т. Фуллер

“Уважение к людям есть уважение к самому себе.”

Дж. Голсуорси

“Кого уважают, тем никогда не льстят, потому что уважение чтит, лесть насмехается.”

Публий

“Порядочные люди уважают нас за наши достоинства, а толпа - за благосклонность судьбы.”

Ларошфуко

“Ничто не утрачивается так легко, как уважение: злословие и клевета похищают его тайком.”

Буаст

Уважать следует не только тех, кто выше нас, но в особенности тех, кто думает, что мы выше его.”

Инаят Хан Хидаят

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.”

А.С. Пушкин

“Все люди должны взаимно уважать друг друга”

М-м де Сталь

“Большинство людей уважает то, чего не понимает.”

Мальбранш

“Людей иногда уважают за такие вещи, за которые всего более следовало бы порицать их.”

“Насмешка убивает уважение.”

Буаст

“Уважение есть дань, воздаваемая превосходству”

Алибер

“Уважение человека к человеку есть основание нравственности.”

Годвин

“Презирая того, кого любил, оскорбляешь самого себя.”

Ф. Бегбедер

“Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит.”

Притчи (Библия)

“Не бедность невыносима, презрение. Я могу обходиться без всего, но я хочу, чтобы об этом не знали.”

“Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает.”

Ф. Ларошфуко

“Презираю тех, чьи мозги не могут наполнить желудка.”

“Кого боишься, того не презираешь.”

Ф. Достоевский

“Презрение - это пощечина на расстоянии.”

“Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей.”

Тот, кто присутствует на уроке Торы, где учат о том, что он уже слышал, пусть не говорит: «Это мы уже слышали!», - а промолчит и продолжит слушать

Принцип заповеди

1. Уважение к мудрецам Торы — это повелительная заповедь Торы, и великий грех высмеивать их или ненавидеть, и из-за этого греха был разрушен Йерушалаим. Поэтому тот, кто видит мудреца, который неопрятен, должен отнестись к нему с таким же почтением.

2. Тот, кто проявляет уважение к мудрецам Торы, приобретает трепет перед Небесами и удостаивается того, что его сыновья и мужья его дочерей тоже будут мудрецами. И это действительно даже в том случае, если сам он не достоин подобного.

Принимающий у себя в гостях мудреца Торы и пытающийся принести ему пользу с своего имущества похож на приносящего благодарственную жертву, а устраиваемая для мудреца трапеза считается заповеданной.

3. Разговаривать с мудрецом следует спокойным, уважительным тоном. И правильнее было бы обращаться к нему на «Вы».

4. Тот, кто присутствует на уроке Торы, где учат о том, что он уже слышал, пусть не говорит: «Это мы уже слышали!», — а промолчит и продолжит слушать.

Так же, если человек куда-то спешит, ему не следует делать знаки преподавателю, что-бы тот поскорее заканчивал, а пусть выйдет сам, проявив уважение.

Обязанность вставать

5. Вставать перед мудрецом Торы — это тоже повелительная заповедь, даже в том случае, если мудрец еще молод. Старца же следует уважать и почитать больше, чем ко-го-либо.

Некоторые пишут, что человек обязан вставать и продолжать стоять каждый раз, когда мудрец проходит рядом с ним в близо-сти четырех локтей, и даже если это случается несколько раз в день, за исключением случая, когда он сам в это время не занимается Торой. В ашкеназской общине считается достаточным делать это два раза в день. Мудрецу не стоит создавать неудобства о-щине. Поэтому ему вменяется в заслугу, если он старается не проходить рядом с людьми.

6. Двое мудрецов Торы, которые учатся вместе, обязаны так же вставать друг перед другом, или, по крайней мере, проявить знаки уважения. Некоторые пишут, что каждый раз, когда это представляется возможным, из-за уважения к Торе правильнее все же вставать.

7. Некоторые считают, что обязанность вставать перед мудрецом действует также и в отношении женщины, сведущей в Торе, и, возможно, что это также является заповедью из Торы. И также перед женой мудреца, по мнению некоторых алахических авторитетов, есть обязанность из Торы вставать, так как она имеет тот же статус, что и мудрец. Другие же считают, что эта обязанность — постановление мудрецов, или же, по некоторым мнениям, лишь правило поведения для благочестивого человека.

8. Вставать следует только в том случае, если мудрец оказался в радиусе четырех локтей от сидящего, и нельзя вставать раньше, чтобы было ясно видно, что человек встает именно из-за этого.

Так же, из уважения к мудрецам Торы, следует вставать и при виде мудреца, заходящего в помещение. И даже если он не собирается приближаться к сидящему.

9. Когда мудрец подходит к человеку и тот встает, он должен продолжать стоять, пока мудрец не сядет на свое место.

Если же мудрец не собирается садится, например, если он дает урок или стоя молится, то стоящий может сесть.

Примечание: Перед слепым мудрецом так же следует встать, несмотря на то, что мудрец об этом не узнает.

Как надо вставать

10. Вставать перед мудрецом Торы следует так, чтобы было ясно, что он встает именно из уважения к нему. Поэтому, если в этот самый момент встающему понадобилось взять книгу или завязать шнурок и он сделал это, есть сомнение, выполнил ли он этим заповедь почитания мудреца. Поэтому после того, как он встанет, ему следует сесть обратно, и только после этого сделать то, что он хотел.

Так же и в случае, если человек собирался уйти: ему следует сначала сесть и только потом идти.

11. Некоторые считают, что встать следует во весь рост, не опираясь ни на какие предметы. Есть, однако, те, кто разрешает опереться, и поэтому старый или слабый человек может положиться на это мнение.

Кто должен и кто не должен вставать

12. Тот, кто занимается Торой, также обязан вставать перед мудрецом. Однако если это помешает его учебе, то не должен. Тот, кто сидит и держит свиток Торы, должен оставаться сидеть, даже если он сам захотел встать. Это же правило относится и к тому, кто держит в руках Хумаш.

Есть те, кто считает, что жених в течении семи дней после свадьбы не обязан вставать перед мудрецом, так как жених уподобляется царю.

13. Во время утренней молитвы, если человек читает «Псукей де-Зимра», он обязан встать перед мудрецом. Мнения алахических авторитетов разделились по вопросу, нужно ли вставать при чтении «Шма» и связанных с ним благословений.

Если же человек сидит, облачившись в талит и тфилин, и просто читает Псалмы, он, несомненно, обязан встать перед проходящим перед ним мудрецом или старцем.

14. Человек, занятый каким-либо делом, не обязан прерывать свое занятие и вставать, но проявить какой-то знак уважения он все же должен.

15. В бане или туалете нет обязанности вставать перед мудрецом. Но в предбаннике эта обязанность остается.

Есть, однако, те, кто считает, что обязанность лежит только на том, кто сидит в одежде.

16. Больной или скорбящий (Б-же упаси) не обязаны вставать перед мудрецом. Если же они сами захотели встать, некоторые считают, что это их право. В любом случае, для них было бы правильно немного приподняться с места в знак уважения.

В отношении слепого разделилась мнения, должен ли он вставать перед мудрецом, который не является его основным учителем.

Поддержка мудрецов

17. Повелительная заповедь из Торы — помогать мудрецам, занимающимися Торой. И это включает в себя помощь раввинам общин и постановляющим алаху, чтобы смогли они изучать Тору Вс-вышнего, обучать ей других и утверждать законы, и это лучшее исполнение заповеди «Цдака».

И особая обязанность состоит в том, чтобы радовать их в дни Праздников, когда на них ложится груз алахических вопросов, связанных с Праздниками.

18. По некоторым мнениям, даже тому, кто не может сам учить Тору, но помогает мудрецам Торы, чтобы они ее учили, засчитывается, как будто он сам изучает Тору.

Однако тот, у кого есть возможность учиться, но он довольствуется лишь тем, что поддерживает мудрецов, не исполняет этим заповедь изучения Торы.

19. И заповедь поддержки изучающих Тору предпочтительнее, чем заповедь написания Свитка Торы, и поэтому можно продавать Свитки Торы или даже синагоги, ради того, чтобы оплатить содержание мудрецов Торы.

И важно, что ради заповеди изучения Торы можно тратить больше пятой части своего имущества.

20. Велика награда того, кто поддерживает мудрецов в Земле Израиля, и этим он также исполняет заповедь заселения земли Израиля, потому что главная цель заповеди — чтобы изучалась Тора и заповеди на Святой Земле.

Правильнее, однако, потратить средства на поддержку изучающих Тору, чем на переезд в Землю Израиля.

21. Особенной заслугой является полное обеспечение мудреца всем, что ему требуется. Есть, однако, те, кто доказывает, что поддержка ешивы из десяти человек не менее предпочтительна, даже если каждый из них получит понемногу.

22. Человек, с которым произошло чудо, отделит цдаку, насколько сможет, раздаст ее изучающим Тору, и произнесет: «Вот я даю эту цдаку. И да будет Воля Вс-вышнего, чтобы засчиталась она мне вместо благодарственной жертвы, которую я должен был бы дать во времена Храма».

Почитание учителя и наставника

23. Обязан человек почитать своего учителя и трепетать перед ним, настолько, чтобы был «трепет перед учителем, как трепет перед Небесами». И это включает в себя обязанность вставать перед ним, говорить с ним в уважительной манере, не сидеть на его месте и не препираться с ним.

В данном случае речь идет о том учителе, у которого он приобрёл большую часть своих знаний, даже если это преподаватель, который получает денежное вознаграждение за свои услуги.

24. Нельзя ученику звать учителя по имени, ни при его жизни, ни после смерти, как в его присутствии, так и не перед ним. Разрешено, однако, произносить его имя, добавляя перед этим уважительное «рав», «ребе» и так далее.

Есть, однако, те, кто считает, что добавлять слово «рав» можно только не в его присутствии.

25. Ученик, встретивший своего учителя, должен спросить о его благополучии, но не так как спрашивают любого другого человека, а спросить с достоинством и уважением: «Мир Вам, учитель», а есть те, которые говорят: «… учитель и наставник».

Есть так же те, кто считает, что ученик не обязан специально подходить к учителю, если тот его не видит. Не приходят перед утренней молитвой, для того, чтобы поприветствовать Учителя.

26. Всегда пропускают учителя вперед, когда входят в помещение, в котором висит мезуза. И это касается также синагог и домов учения, даже если мезуза в них не висит.

Есть так же те, кто считает, что обязанность пропускать учителя перед собой есть не только при входе в помещение, но и при выходе.

27. Если учителя сопровождают два ученика, то более старший должен идти справа от учителя, младший — слева, а учитель будет идти посередине. Если же учитель идет с одним учеником, то ученик не должен идти правее учителя. Есть те, кто разрешает идти справа от учителя, слегка поодаль.

28. Обязан человек вставать перед своим учителем, сразу, как только увидит его, даже издалека, и не сядет, пока видит его или пока учитель не сядет на свое место.

Некоторые считают, что если учителя вызвали к Торе, то ученик должен стоять все то время, пока учитель находится у бимы.

29. Тот, кто заходит к своему учителю, не сядет, пока учитель сам не попросит его сесть. И не встанет, пока тот не скажет встать или пока ученик не попросит у него разрешения. Когда же он будет выходить, то должен смотреть в сторону учителя.

Если учитель прощает и не требует такого трепетного отношения к себе — ученик может садиться и вставать с места по своему желанию, и нет тогда обязанности у него вставать перед учителем. Но все же стоит оказать ему уважение и слегка привставать, когда учитель проходит рядом.

30. Сидеть перед учителем следует с уважением, как перед царем, и не следует сидеть в развалку или лежать в его присутствии, если только учитель не дал ему на это разрешение, а всем присутствующим об этом разрешении известно.

31. Обязан ученик трепетать перед своим учителем, поэтому не сядет он на место учителя и не станет подкреплять его слова в его присутствии или отрицать его слова, даже не в его присутствии.

Если же ученик видит, что учитель нарушает слова Торы, должен сказать ему с уважением: «Так учил нас учитель…»

32. Не задают учителю вопрос сразу, как только он зашел в дом учения, и не спрашивают два ученика одновременно. Также следует спрашивать только из того, что изучается учителем в данный момент и не задают по одной теме больше трех вопросов.

Если ученик сомневается, сведущ ли учитель в данной теме, пусть не спрашивает его.

33. Нельзя заходить с учителем в баню, если только он не нуждается в помощи ученика. Если же ученик уже был внутри, и учитель зашел, то ученик не обязан выходить.

Там, где принято ходить в плавках — например на море или в бассейне, ученик может приходить с учителем. Ни в коем случае нельзя плавать перед учителем.

34. Нельзя молиться, стоя перед учителем или сбоку от него, и, тем более, за ним, чтобы, не дай Б-г, не казалось, что ученик поклоняется учителю. Но если ученик стоит на расстоянии более четырех локтей от учителя, то можно.

Есть те, кто считает, что во время общественной молитвы разрешено молиться сбоку от учителя.

35. Разрешено одевать тфиллин в присутствии учителя, но не снимать его, кроме случая, когда он сможет снять головной тфилин, не снимая головного убора.

Запрет спорить с учителем

36. Опровергающий мнение учителя подобен оспаривающему Славу Вс-вышнего. И запрещено ученику постановлять закон в присутствии учителя, если только тот сам не повелел ему этого.

Так же, если ученик упоминает в присутствии учителя то, что когда-то от него слышал, скажет: «Так учил нас учитель».

37. Запрещено ученику начинать преподавать, брать себе учеников и постановлять алаху, не испросив на это разрешение у своего учителя. Есть, однако, те, кто считает, что это запрещено лишь в том случае, когда ученик собирается сам устанавливать алаху.

38. Если учитель постановил, что в каком-либо законе Торы можно облегчать, то запрещено ученику устрожать в нем в его присутствии, даже если его намерения во Имя Небес, если только у него нет прямых доказательств и подтверждений, что закон в этом случае будет другой.

На практике же, не следует спорить с учителем, даже если у ученика есть прямые доказательства правильности противоположного мнения, кроме случая, когда ученик «познал много мудрости и стал наравне со своим учителем».

39. Разрешено ученику в уважительной форме напомнить учителю строчку из Гемары или Торы, которую он забыл, потому что «забывчивость касается всех».

Но, опять же, нельзя ни в коем случае этого делать для того, чтобы состязаться с ним в лучшем знании книг.

40. Тот, кто обидел своего учителя или чем-то его задел, обязан просить у него прощения даже сто раз, пока тот не простит. И закон этот касается любого мудреца Торы и каждого преподавателя Торы, и не только того, от которого он получил основную часть своих знаний, но и того, от которого лишь слышал какие-то слова Торы.

41. В некоторых местах есть традиция назначать в Пурим «пуримского ребе», который олицетворяет собой собирательный образ-пародию на главу ешивы и других преподавателей. При этом он в игривой форме, ради смеха и забавы, обыгрывает их личные качества и свойственное им поведение. Это совершенно неприемлемая традиция, которую необходимо искоренить, и это не «заповеданная радость», а не что иное, как «сборище насмешников» ради издевательств и высмеивания.

Обязанность предстать перед Учителем

42. Обязан человек навещать своего учителя в дни Трех Праздников: Песаха, Швуота и Суккота. И эта обязанность выполняется также и в дни Холь а-Моэд.

По некоторым мнениям, эту обязанность можно исполнить также в течение семи дней после Швуота.

43. Есть, однако, те, кто считает, что в наше время нет обязанности навещать учителя, тем не менее, согласно мнению многих алахических авторитетов, в наше время эта обязанность даже усилилась.

Существует также вопрос, можно ли исполнить эту обязанность звонком по телефону перед Праздником или после него.

44. Обязанность женщины, в этом случае, такая же, как и у мужчины. И если у нее есть свой учитель, одна должна идти к нему. В любом случае, замужняя женщина может пойти, только если согласен ее муж.

45. Заповедано человеку оставаться дома в Праздники и радовать жену и детей. Есть, однако, те, кто считает правильной укрепившуюся традицию оставлять домочадцев даже на несколько дней ради того, чтобы предстать перед своим учителем.

46. Если учитель живет в Земле Израиля, а ученик — вне Земли Израиля, или наоборот, то не ясно, есть ли в этом случае обязанность навещать учителя также и во второй Йом Тов, или она касается только первого Йом Това, который считается праздничным во всем мире.

Почитание после смерти

47. Обязан человек проявлять уважение к своему учителю даже после его смерти. Поэтому, если учитель, не дай Б-г, умер, то ученик должен разорвать свои одежды, как оговорено в этом случае законом, и не имеет он права зашивать разрыв. Он становится обязан и в некоторых других законах, относящихся к скорбящим.

Тот, кто упоминает своего учителя в течение двенадцати месяцев с момента его смерти, должен добавлять: «И я — искупление его покоя».

Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, выше этого нет ничего.

Конфуций

370
Ссылка на цитату

Уважение других дает повод к уважению самого себя.

Рене Декарт

268
Ссылка на цитату

Самолюбие не так заслуживает осуждения, как недостаток самоуважения.

Уильям Шекспир

183
Ссылка на цитату

Уважайте друг друга, не забывая, что в каждом человеке скрыта мудрая сила строителя и что нужно ей дать волю развиться и расцвести.

Максим Горький

165
Ссылка на цитату

Уважение к людям есть уважение к самому себе.

Джон Голсуорси

155
Ссылка на цитату

Кто легко склонен терять уважение к другим, тот прежде всего не уважает себя.

Федор Михайлович Достоевский

152
Ссылка на цитату

Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своем обращении с ними.

Дени Дидро

145
Ссылка на цитату

Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали.

Бальтасар Грасиан-и-Моралес

140
Ссылка на цитату

Уважение - это застава, охраняющая отца и мать, столько же и детище, первых оно спасает от огорчений, последнего от угрызения совести.

Оноре де Бальзак

131
Ссылка на цитату

Любовь без уважения недолговечна и непостоянна, уважение без любви - холодно и немощно.

Бенджамин Джонсон

131
Ссылка на цитату

Леонардо да Винчи

129
Ссылка на цитату

Нет для меня уважения дороже, чем уважение человека, которого сам больше всех по заслугам уважаю.

Апулей

129
Ссылка на цитату

К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.

Конфуций

128
Ссылка на цитату

Порядочному человеку не подобает гнаться за всеобщим уважением: пусть оно придет к нему само собою и, так сказать, помимо его воли.

Никола Себастиан Шамфор

128
Ссылка на цитату

Никто не может быть счастлив, если он не пользуется своим собственным уважением.

Жан Жак Руссо

126
Ссылка на цитату

Не надо забывать старого правила: кто хочет, чтобы с ним уважительно обходились другие, тот прежде всего должен уважать себя сам.

Николай Семенович Лесков

123
Ссылка на цитату

Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.

Блез Паскаль

122
Ссылка на цитату

Человек, себя за ничто почитающий, не может к другим иметь никакого почтения и в обоих случаях являет низкость мыслей.

Николай Иванович Новиков

122
Ссылка на цитату

Сознательное уважение всегда прочнее увлечения.

Дмитрий Иванович Писарев

121
Ссылка на цитату

Уважать женщин - это долг, которому всякий честный человек должен повиноваться с рождения.

Лопе де Вега

121
Ссылка на цитату

Уважения мы оказываем ровно столько, сколько его требуют.

Уважение: почтение.

Тимофей Егоров

Уважение

1. Определение.

Уважение - состояние ощущения Силы и значимости объекта (человека, явления, ситуации), признание, приятие и понимание того факта, что в мире существуют разные Силы, и у каждой Силы есть своё Предназначение, намерение и причина, по которой она действует тем или иным образом.

Уважение себя - постоянное самовоспитание и самодисциплина, выражающиеся в отслеживании и анализе всех своих поступков и действий на предмет соответствия их Человеческой Этике, неусыпный самоконтроль, а также выстраивание и корректировка стратегии своего Бытия в соответствии с Божественными Законами Бытия.

2. Описание: как проявляются в жизни уважение к себе и уважение к окружающему миру.

Уважение к себе :

Опрятный, аккуратный внешний вид; соблюдение правил личной гигиены;

Адекватный режим работы и отдыха, а также распорядок дня (не спать по полдня, например, но и не вставать каждый день в 5 утра непонятно зачем);

Здоровое, качественное питание (употребление в пищу качественных продуктов питания, нормально приготовленная пища);

Обязательность, выполнение своих обещаний; умение создать себе хорошую репутацию;

Вежливость и самообладание;

Умение отрешённо принимать решения, т.е. не попадаться на попытки обмануть себя или ввести в заблуждение;

Отсутствие суеты в действиях;

Трезвость и чувство собственной Силы, сохранение своей Чести.

Уважение к окружающему миру :

Внятная и понятная речь, отсутствие в речи ругательных, матерных слов, вежливое обращение;

Опрятная одежда, соблюдение правил общественной гигиены;

Бережное отношение к Природе,

Безубойное питание;

Пунктуальность (приходишь вовремя без опозданий), своевременность (делаешь, когда нужно, а не "вообще"), обязательность (когда помнишь, что и кому обещал, и обязательно исполняешь обещание);

Тактичность в общении, чувство дистанции и адекватность; умение и стремление понять человека, намерение сотрудничать;

Пребывание в позитивном состоянии, жизнерадостность и благодарность Жизни, ощущение счастья и полноты жизни!

3. Как наработать Уважение.

3.1. Уважение к себе.

Наработать уважение к себе можно, осознав свою Силу и перестав считать себя ничтожеством. Например, у тебя есть какой-нибудь талант, который нужно развивать и применять, но ты считаешь, что всё равно ты ужасно это делаешь, что всё равно кто-то делает подобное лучше тебя. Считая себя ничтожеством, ты думаешь, что всё, что делаешь или сделаешь, будет смотреться нелепо и т.д.

Вместо этого просто применяй свой талант и развивай его, не попадаясь на "оценки экспертов", "мнение родителей", и своё: "Ну вот, так и думал, что не получится", "Хотелось, как лучше, а получилось, как всегда" и т.п.

Проявляй Смелость, Решительность, Настойчивость и последовательность в достижении позитивных результатов. Никогда не сдавайся (сдался - значит признал своё поражение, т.е. совсем себя не уважаешь). Выполняй регулярно и систематически различные сложные для себя действия, например, веди График набора индивидуальной силы; раскрывай в себе новые силы, способности и возможности, т.е. не ставь себе никаких границ типа "ну, это не про меня", или "вот это у меня уж точно никогда не получится", "это невозможно", "я не могу". Воспитывай себя различными способами, например, чтением книг или просмотром фильмов которые "не нравятся", изучай что-то новое (устройство автомобиля, игру на музыкальном инструменте, английский язык и т.д.), общайся с разными людьми.

3.2. Уважение к окружающему миру.

Наработать уважение к окружающему миру можно, выстраивая свой распорядок дня таким образом, чтобы куда нужно приходить вовремя. Спрашивать советы у других людей, поступать так, как они говорят, т.е. вопреки устоявшемуся собственному мнению, таким образом расширяя восприятие себя и выходя из состояний потребительства и эгоизма. Анализировать повторяющиеся "неприятные" ситуации с позиции здравого смысла и логики, и пробовать поступать в аналогичных ситуациях по-другому для того, чтобы прервать порочный круг под длинным названием "...я поступил неправильно - я плохой - раз так, значит я буду ещё хуже - раз так, идите все на фиг, я всё равно один в этом мире такой плохой, значит буду делать, что хочу - я поступил неправильно..." и т.д.. Проявлять искреннюю заботу о ком-либо.

Я понимаю, что "наработать" Уважение невозможно - в состоянии Уважения надо жить, и для кого-то подобное положение может быть неприемлемо - ведь жить в состоянии Уважения означает постоянно прикладывать усилия, чтобы изменить себя в лучшую сторону, т.е. увеличить свою частоту вибраций…

Расим Зайниев-Шакиров

Уважение

Уважение - это приятие себя, на фоне осознавания себя человеком. Уважение в общем понимании начинается с уважения к себе, как к человеку, т.е. Божественному творению по Его образу и подобию, а значит Творцу и Созидателю. Понимая ценность и значимость своей Жизни как подарка Великих Божественных Сил, я испытываю глубокую Благодарность, которая выражается в моём Внимательном и Уважительном отношении к Жизни!

Уважая себя как проводника Божественной Воли и зная о Божественных Законах, я содержу в порядке и чистоте свой дом и рабочее место, воплощая упорядоченность. Мой опрятный внешний вид, трезвое восприятие происходящего здесь и сейчас и чуткое отношение ко всем окружающим, усиливают моё состояние Уважения.

Альтруизм для уважающего себя человека не уместен. Я ищу способы для улучшения благосостояния своей семьи и помогаю друзьям делать то же для их семей. Таким образом мы создаём Единение на основе взаимного Уважения.

Я считаю, что обязательно на каком-то этапе жизни, у человека появляются вопросы: Кто я? Что я здесь делаю? В чём смысл моей жизни? Поиск ответов на эти вопросы порождает интерес ко всему, что окружает человека и что с ним взаимодействует. Изучая себя, он находит то, что помогает и то, что мешает в достижении цели. Далее возникают вопросы: Как лучше? Что нужно? Чего не хватает? Человек начинает ориентироваться на «лучшее» в себе, что делает его сильнее, чутче и сознательнее. Так формируется Уважение к себе, которое человек проецирует на всё, чем он занимается, над чем размышляет и на всех, с кем общается.

Притчи народов мира

Притча о Гармонии (Хинг Ши)